DIANA KRALL
(CD, Verve, 2003, 55:38) Stereo&Video Август 2004Потребовались 11 лет в грамзаписи, миллионы проданных копий пластинок, на которых канадская певица более или менее талантливо представляла усредненный образ «настоящей джазовой дивы», журнальные обложки с длинными оголенными ногами и бесчисленные гладкие, общедоступные версии джазовых стандартов, чтобы, едва выйдя замуж (впервые в жизни) за британского рокера «новой волны» и одного из самых оригинальных сатириков рок-музыки Элвиса Костелло, Дайана Кролл на 40-ом году жизни выпустила наконец альбом, в котором запела собственным голосом! Помнится, обсуждая новость о ее помолвке, я год назад написал, что ехидные песенки мужа она запоет вряд ли, а вот окончательно превратить в джазового певца Костелло, уже отметившегося сотрудничеством с нью-йоркскими забавниками из Jazz Passengers, вполне может. Получилось не вполне то и уж совсем точно не другое: под влиянием мужа Кролл сбросила (пока не очень ясно, как надолго) маску длинноногой «певицы-вамп», без которой абсолютное большинство поклонников ее просто не представляет (и за которую ее в общем-то и ценит), и, не боясь ничего, запела собственные песни (музыка в основном ее; слова либо ее же, либо мужа, либо написаны ими в соавторстве), плюс одна песня Костелло («Almost Blue»), один блюз Моуза Аллисона (с характерным зачином, открывающим альбом! — «Остановите этот мир, я здесь выйду!»), еще пара блюзов (причем один в обработке Бонни Райтт!), песенка Джони Митчелл и... «Temptation» самого Тома Уэйтса! Честное слово, у рецензента не хватает восклицательных знаков, чтобы обозначить степень радикальности перемены, произошедшей с бывшей мегадивой поп-джаза. При этом самого Костелло на альбоме нет — ни единой ноты, зато есть как привычные соратники Кролл (гитарист Энтони Уилсон, басист Джон Клэйтон и барабанщик Джефф Хэмилтон), так и блистательные звезды, которые вносят новые тембровые и содержательные краски в обычно бедноватый аранжировочный мир Кролл — басист Крисчен Макбрайд (с фантастической каденцией дуэтом с Кролл в финале «Almost Blue») и сразу два супербарабанщика — ветеран Питер Эрксин и героиня следующего поколения Терри Линн Кэррингтон. Откуда что взялось? Из голоса Кролл почти исчезло обычное равнодушие и деланная ленца, зато появились живые и временами даже эмоциональные интонации; ее игра на рояле почти утратила привычную необязательность и даже (временами, правда) обрела некоторый драйв. Ну, а мастерство великого звукоинженера Ала Шмитта плюс продюсерство Томми ЛиПумы, рядом с которым в строке «Produced by…» стоит и имя самой Дайаны, позволили отшлифовать новые и, честно говоря, после стольких лет поп-джаза совершенно неожиданные грани Кролл в весьма привлекательную, плотную и одновременно прозрачную звуковую картину. Побольше бы таких сюрпризов в этой жизни.
Кирилл МОШКОВ