Музыка

CARLOS SANTANA, MAHAVISHNU JOHN McLAUGHLIN

(CD, Columbia/Legacy/ Пурпурный легион, 2003, 49:31) Stereo&Video Август 2004
CARLOS SANTANA, MAHAVISHNU JOHN McLAUGHLIN}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Этот альбом, со времени своего первого выхода в 1973 г. переиздающийся, по крайней мере, в шестой раз, стоит особняком в дискографиях обоих великих гитаристов 1970-х — и Карлоса Сантаны, и «Махавишну» Джона Маклохлина (которого в русской традиции упорно транскрибируют согласно правилам английского, а не шотландского гэльского языка — Маклафлин). Это джаз-рок в чистейшем своем виде — идеи джаза (из пяти основных треков два базируются на музыке великого Джона Колтрейна) плюс электрическое звучание и энергетика рока, причем сыгранный на таком уровне спонтанности, что вполне может дать в этом плане фору любому новомодному джем-бэнду. Состав, которым записан этот альбом, — любопытная смесь Mahavishnu Orchestra (сам Маклохлин, клавишник Ян Хаммер — но на барабанах! — и барабанщик Билли Кобэм) и группы Santana (Карлос Сантана, басист Даг Роуч, барабанщик Майкл Шрив и перкуссионист Армандо Пераса) плюс изобретательные и разнообразные электронные клавишные Лэрри Янга (носившего в то время мусульманское имя Халид Ясин) из еще одной супергруппы раннего джаз-рока — Tony Williams' Lifetime, и все это — в звучании, представляющем собой в силу смешения звучаний основных коллективов жанра, своего рода квинтэссенцию творческой энергии джаз-рока периода его расцвета, когда еще не было понятно, как скоро могут быть исчерпаны творческие границы данного синтетического вида музыки. Вся эта сборная занята не только обменом чисто музыкальными идеями, хотя именно этому делу она предается с огромным энтузиазмом, генерируя целый водопад идей. Дело в том, что как раз в рассматриваемый период два супергитариста находились под огромным идейным влиянием индийского проповедника Шри Чинмоя, к тому же оба испытывали сильнейшее музыкальное влияние ушедшего из жизни в 1967-ом Джона Колтрейна, особенно его поздних работ, проникнутых невероятным духовным напряжением, почти экстазом релизиозно-мистического плана. Так что и суперскоростные импровизационные линии Махавишну, и характерные восходящие хроматические фигурации Сантаны здесь представляют не столько чисто музыкантскую «дуэль»-соревнование, сколько своего рода со-чувствование, со-исследование неких духовных горизонтов, со-признание восторга реального или воображаемого общения с неким Абсолютом. Не удивительно, что духовным пиком альбома становится его первый трек, тема «Acknowledgement» из одной из важнейших работ позднего Колтрейна, «A Love Supreme» («Любовь Всевышняя», 1964), в данном переиздании убедительно дополненная ее же интересным альтернативным вариантом в шестом треке — чуть более жестким, напористым и страстным, и оттененная двумя акустическими версиями нежной колтрейновской баллады «Naima».

Кирилл МОШКОВ