THE BAD PLUS
(CD, Sony, 2004, 62:41) Stereo&Video Август 2004К моменту выхода второго официального альбома белого фортепианного трио The Bad Plus, происходящего из самой что ни на есть американской глубинки (барабанщик Дэйвид Кинг и басист Рид Андерсон родом из Миннесоты, пианист Итэн Айверсон — из Висконсина), критики изобрели для их стиля определение — «power jazz trio». С первым определением спорить трудно: звуковой мощи в их новой записи ничуть не меньше, чем в первой, что подчеркивается манерой продюсирования Чэда Блэйка, который собственно джаза никогда не записывал и поэтому продюсирует уже второй альбом этого трио так, как если бы это была рок-группа. Огромный, доминирующий в балансе перекомпрессированный контрабас, барабаны — широченные, раздутые, словно в power metal или... в рэпе! Плюс очень массивное, занимающее весь тональный спектр фортепиано. Здесь никакой слышимой разницы с первым, достаточно удачным (получившим здесь, помнится, 4 звезды) альбомом «These Are The Vistas» не отмечается. Не находится ее и в творческом методе: «пауэр-трио» продолжает перемежать собственные (не слишком выразительные) сочинения «пауэр-джазовыми» обработками поп- и рок-хитов. На этот раз пытаясь в своем прочтении материала склониться чуть «левее» в сторону авангардных направлений современного джаза (что само по себе есть почти нонсенс, ибо основному набору авангардных идей нынешнего джаза лет больше, чем обрабатываемым «Плохими плюсами» рок-песенкам). Получается хаотично, рыхло и малоубедительно. Попытки внести в монотонное обыгрывание не самых богатых в мире гармонических сеток элементы псевдоакадемического музыкального языка — тут намек на Дебюсси, там подмигивание Стравинскому — вместо того, чтобы сцементировать эту эстетическую кашу, только добавляют в нее эклектичности. Это может быть сколько угодно перспективно, но в отличие от первого альбома ужасно скучно.
Кирилл МОШКОВ