Музыка

TOMAHAWK

(CD, Ipecac/Пурпурный легион, 2003, 40:43) Stereo&Video Август 2004
TOMAHAWK}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

В разговоре об их второй пластинке так и подмывает высказаться в том духе, что, мол, продуктивности Майка Пэттона могли бы позавидовать производители гораздо более утилитарных форм, нежели те, коим посвятил себя сей талантливый муж. И это не преувеличение: за последовавшим расформированием Mr. Bungle экс-вокалист Faith No More ни минуты не сидел на месте, постоянно придумывая себе занятия, — то засветится с math-металлерами The Dillinger Escape Plan, то объявится на альбоме Dan The Automator, запишет очередное странное творение под маской Fantomas или в который уже раз посвятит себя свободной импровизации на совместной с Джоном Зорном работе. Что немаловажно – подобно царю Мидасу, все, к чему бы он ни прикасался, имеет тенденцию обращаться в золото. Справедливости ради все же отметим, что в Tomahawk Пэттон играет более скромную роль, нежели от него привыкли ожидать, хотя, конечно, свою рекламу в его лице Tomahawk исправно имеют. Почти вся музыка сочиняется гитаристом легенды американского андеграунда Jesus Lizard, титаном атонального нойз-рока Дуэйном Денисоном. Тем более странным видится факт обнаружения на «Mit Gas» целого ряда фрагментов, на которых Пэттон напоминает себя прежнего десятилетней давности: этого он себе не позволял ни в одном из проектов последнего времени. Но все опасения напрасны: ничего общего с ностальгией вам обнаружить на «Mit Gas» не удастся. Привычная для Пэттона вокальная эквилибристика имеет место быть, как наличествует и нешаблонный подход к жанру, в котором, как казалось, тайн и пространства для маневра уже почти не осталось. Гитара Денисона неправдоподобна, ее тембр по большей части вообще не похож на двухмерное звучание типичного рок-инструмента; она создает мощнейший сюрреалистический эффект, расцвечивающий жесткий постпанковый скелет композиций редко встречающейся игрой полутонов. Уникальная способность музыканта менять курс и настроение трека одним взмахом медиатора достойна искреннего восхищения. К делу написания песен Денисон подошел с такой тонкостью, которая, однако, не снижает их убойной силы, что диву даешься. Чего стоит одно лишь соло на балалайке во вступлении к «Capt Midnight» или имитация пения птах на слайд-гитаре в «Birdsong» на фоне птичьих сэмплов и входящего в раж Майка — это ли не проявление высшего пилотажа! Разнообразие примененных аранжировочных методов (одни треки звучат нарочито грязно, другие — наоборот, гладко) тем не менее не способствует тому, чтобы номера воспринимались вне взаимосвязи друг с другом. Влияние Пэттона четко прослеживается в некоторых мелодических ходах и экспериментах с гармониями; понятно, что испанская баллада «Desastre Natural» — в первую очередь, дело именно его ума и фантазии. Участники квартета, доукомплектованного такими крепкими профессионалами, как виртуоз барабанных палочек Джон Станир (Mark of Cain, экс-Helmet) и маэстро четырех струн Кевин Рутманис (Melvins, экс-The Cows), вселяют серьезную надежду в поклонниках рока в жизнеспособности их любимого жанра, который, оказывается, еще и плодоносить способен. Хотя ответ на вопрос, можно ли эту оригинальную музыку, впитавшую в себя столько веяний — от кантри и лаунжа до нойза и джаза, все еще называть роком, лично для меня остается открытым.

Николай КИРЮХИН