Музыка

DARK FUNERAL/VON

(CD, Karmageddon Media/Candlelight/Пурпурный легион, 2004, 44:46) Stereo&Video Февраль 2005
DARK FUNERAL/VON}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Приятный сюрприз преподнес голландский лейбл Karmageddon Media, выпустив сплит-диск таких разных, но в чем-то похожих коллективов. Итак, первые шесть треков отданы Dark Funeral. Команда, известная тем, что включила рупор радикализма по максимуму в том, что касается скорости звукоизвлечения и суровости имиджа, ставшего отображением их несколько вульгарных взглядов на концепцию «зла» и «Сатаны», с середины 90-х совершенно справедливо считается одним из провозвестников шведского тру-блэка. Их «живые» шоу — зрелище, достойное быть запечатленным в истории, доказательством чему — недавние концерты в Москве и Питере (расхристанные лохматые мужики, каждый под два метра ростом, бородатые, при полной выкладке — убийственный корпспэйнт, проклепанная кожа, пятидюймовые шипы — с огнедышащим вокалистом Императором Магусом Калигулой и гипнотизирующим своим пристальным взглядом все живое вокруг гитаристом Лордом Ариманом во главе). Шведы, конечно, припозднились к разделу большого блэк-металлического пирога, и все же отдельные представители этой нации стояли у истоков движения нордического сверхбезумия с самого начала — достаточно вспомнить вокалиста Дэда в составе норвежского культа Mayhem. Кстати, дебютный концерт Dark Funeral состоялся тоже не абы где, а в Осло — столице Норвегии. Когда к середине прошлого десятилетия ослабленная судебными преследованиями и вырожденческими тенденциями норвежская сцена стала стремительно угасать, шведы подхватили знамя святотатства из слабеющих рук соседей, дабы гордо и надменно ворваться с ним в новое тысячелетие. Сделав ставку на эпические качества музыки и атмосферу, а также на национальное наследие народов, его исповедующих, BM превратился в чистый жест — антитезу коммерческому харду, «альтернативному» року и даже большей части дет-металла. BM определенно содержит зачатки мышления, находящегося в противостоянии с рационалистической, позитивистской и материалистической доктринами современной либеральной модели. Кажущийся модернизм блэка подчас скрывает апелляцию к архаическим пластам. Забавно, что на переднем крае этой идеологической борьбы (как правило, неосознанно, но вполне логично) оказались сопливые мальчишки с севера Европы, выбравшие деструкцию своим главным ориентиром. Дебютный миньон «Dark Funeral» (1994), очередное переиздание которого нам тут предлагается, — образцовый пример типично шведского подхода к делу блэк-металла: темповые, в меру брутальные, технически безупречные, при этом очень мелодичные пьесы. За прошедшие годы миньон был признан классикой жанра, и нет ничего удивительного, что до сих пор в концертном сетлисте квартета обязательно присутствуют «My Dark Desires», «Shadows Over Transylvania» и «Open the Gates». Их (плюс «In the Sign of the Horns») ремастированные версии записаны еще с предыдущим певцом/басистом Темгоротом. Зато два бонус-трека — «Call From The Grave» (в песню гениально вмонтирован фрагмент шопеновского «Marche Funebre») и «Equimanthorn», являющиеся каверами, первоначально появившимися на трибьюте Bathory «In Conspiracy With Satan» (1996), уже содержат вокал незабвенного Калигулы (наст. имя — Массе Бруберг, экс-Hypocrisy). Оставшиеся восемь треков, образующие мини-CD «Satanic Blood», принадлежат малоизвестной, но абсолютно культовой команде из Сан-Франциско — Von. Сведения о группе до смешного скудны: имена участников неизвестны, они отыграли несколько концертов в 1990–91 гг., записали 3–4 демо, после чего разбежались (очевидно, с осознанием того, что ничего лучше этих шедевров они создать уже не в состоянии). Норвежские и шведские блэкари (Викернес, Самот, Dark Funeral, Darkthrone) в начале 90-х буквально молились на эти записи, тряслись над ними, фанатично переписывая друг у друга с кассетника на кассетник. Если вы относитесь к числу слушателей, что радеет за качество звука больше, чем за музыку, бросайте рецензию и с чистой совестью обходите вниманием данный релиз. Дело в том, что Von можно по праву назвать прародителями т.н. necro-саунда, столь ценимого в подполье: звучание должно быть настолько мерзким и неприятным для слуха, насколько возможно. И я не могу не отметить, что в сравнении с этой записью Von меркнут даже ранние, очень далекие от звукоинженерских идеалов альбомы Darkthrone и Mayhem. Зато сама музыка бесподобна. Звучал ли когда-нибудь примитив так торжественно? Именно в подобные моменты понимаешь, что волшебство рождается не из нот, а из того, что происходит между ними, из щелчков, пауз и еле слышимых, вроде бы необязательных элементов звуковой картины. То есть налицо — приоритет художественной идеи над стандартами привычной музыки. Песни — простые (1–2 риффа), построенные на повторах, имеющие такое же родство с металлом, как, скажем, с трансом. Пульсирующий ритм практически не меняется. Сырой, гарантированно злонамеренный, первобытный, какой-то прямо-таки пещерный псевдо-блэк с завораживающе низким, запроцессированным вокалом и несусветной реверберацией всех инструментов. Нечто неслыханное.

Николай КИРЮХИН