J.J. CALE
(CD, Blue Note/Capitol, 2004, 49:29) Stereo&Video Февраль 200566-летний Джей Джей Кейл всегда был одним из самых загадочных персонажей блюзовой сцены. Он крайне редко, если не считать нескольких лет работы в Нэшвилле и затем в Калифорнии в 1960-е, выбирается из своей Талсы, штат Оклахома. Он выпускает альбомы по расписанию, которое кажется ему удобным — то раз в пару лет, а то вообще делает перерыв на восемь лет, как сейчас: «В Талсу и обратно» — его первый альбом с 1996 г., когда на Virgin выходил умеренно успешный «Guitar Man», 12-й в его дискографии, и первый на новом для Джей Джея лейбле. Первое впечатление: это все тот же старый добрый Джей Джей Кейл, который не меняется никогда. Почти так же звучал и его сольный дебют 1971 г. — «Naturally», на котором была песенка «After Midnight», созданная Кейлом в середине 60-х и прославленная исполнением Эрика Клэптона (который впоследствии обеспечил Кейлу еще один неослабевающий поток авторских отчислений, перепев его «Cocaine»). Почти так же звучали и все последующие 11 альбомов. Среднетемповые задумчивые блюзы с расслабленным кантри-битом («ум-ца, ум-ца»), чуть хрипловатый голос, не передающий, кажется, ни единого эмоционального оттенка, кроме чуть саркастической, умудренной усмешки. Простенькие, но эффектные гитарные ходы. И все. Но это только на первый взгляд. Внимательный анализ выявляет и синтетические барабанные «лупы», каковых в прежних работах Кейла не встречалось, и скромную, но уверенную работу небольшой духовой секции, и экзотический латинский ритм в «Rio», и нахальный «мотоциклетный рок» в «Motormouth». Все это, конечно, играет сугубо подчиненную роль. Главное — все-таки усталый, «пыльный» голос Джей Джея. Особенно четко это слышно в финальном треке, грустном, как вся история человечества — его Кейл исполняет под аккомпанемент одинокого, усталого банджо. Есть все-таки неменяющиеся ценности в этом мире.
Кирилл МОШКОВ