Музыка

ANIMAL COLLECTIVE

(CD, FatCat, 2004, 52:58) Stereo&Video Февраль 2005
ANIMAL COLLECTIVE}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Об Animal Collective трудно сказать что-нибудь определенное, даже когда речь идет о таких простых и, казалось бы, однозначных вещах, как количество входящих в состав музыкантов. Вроде бы квартет, но половину пластинок они записали дуэтом; да и на выступлениях численность персонала постоянно варьируется — от двух до четырех. «Коллектив животных» играет музыку дикую и первобытную, в которой много шумов леса и племенных ритмов, и при этом ее участники (носящие довольно странные псевдонимы типа Медведь Панда или Геолог) живут в одном из крупнейших мегаполисов мира — Нью-Йорке. На концертах парни часто выступают в масках, устраивают немыслимые танцы и при этом утверждают, что никакого шоу у них не было и нет, а все действия на сцене носят случайный или ритуальный характер. Музыка кажется спонтанной и импровизационной, хотя по большей части все сочинено и тщательно продумано. «Sung Tongs» записан дуэтом, состоящим из Медведя Панды и Эйва Тэра, и Animal Collective звучат здесь более «поп», чем когда бы то ни было (что особенно обращает на себя внимание после разнузданного экспериментаторства последнего опуса «Here Comes the Indian»). Если очень захочется навесить ярлык на их исключительное своеобразие, то это будет что-то вроде авангардного фолка. Все здесь построено на традиции — гармонии, мелодии, инструменты, голоса. Но музыканты не привязаны к ней, не пытаются запихнуть свою живую музыку в жесткие рамки определенного стиля, и поэтому она звучит актуально и современно. Сладкие мелодии у них сочетаются с ломаными ритмами, найденными звуками и шумами (журчанием воды, пением птиц, скрипом деревьев и т.д.), обработанными и искаженными голосами; гармонии лоб в лоб встречаются с диссонансами. При всех наворотах пластинка получилась легкой, почти невесомой, и ажурной — как осенняя паутинка. Тексты большинства песен представляют собой абсурдистскую нелепицу в духе Льюиса Кэрролла или английских детских стишков и удивительно подходят к странной музыке. Прослушивание периодически пробуждает воспоминания — о The Beach Boys в их самом кривом варианте времен «Smiley Smile», шизоидном фолке Сида Барретта, психеделических утопиях Amon Dccl и даже об абсурдистском карнавале The Residents, но ни на кого из упомянутых Animal Collective не похожи. Новый альбом не похож даже на их собственные предшествующие работы.

Владимир НАСОНОВ