Музыка

LUC FERRARI

(CD, Sub Rosa, 2004, 54:47) Stereo&Video Февраль 2005
LUC FERRARI}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Люк Феррари известен, в основном, как один из создателей «конкретной музыки» — musique concrete. В 50-е годы он вместе с Пьером Шеффером одним из первых начал использовать для сочинения музыкальных произведений записанные на магнитофонную ленту звуки окружающего мира. Однако вскоре их пути разошлись. Шеффер принялся двигать «конкретную музыку» от реальности в сторону абстрактных звуковых мозаик, стремился превратить музыкальные произведения в своего рода исследования, занимался классификацией звуков. Феррари же никогда не был абстракционистом. Он разработал концепцию «анекдотичной музыки», создавая из реалистичных, легко узнаваемых звуков и шумов будничной жизни пьесы, имеющие довольно сильный повествовательный элемент. Впервые он использовал эту концепцию в 1963 г. («Heterozygote»), а к 1970-му создал свое самое известное произведение «Presque Rien №1» («Почти ничто № 1»), в котором не было ни одного «музыкального» звука (эта «музыкальная фотография» содержала только звуки окружающей среды, записанные в югославской деревушке на берегу моря). «Presque Rien №1» оказалось лучшим подтверждением мысли Джона Кейджа о том, что музыка окружает нас со всех сторон, надо только уметь ее слышать. В основе новой работы 75-летнего композитора, «Les Anecdotiques», снова лежат записи жанровых сценок, сделанные им во время поездок — на ранчо в Техасе, в марсельском порту, на французской цементной фабрике и т.д. Однако эти саундскейпы обладают выразительностью, недоступной большинству сочинений эмбиентной музыки, созданных на основе полевых записей. Общее настроение пластинки — мечтательно-созерцательное, это взгляд поэта, который видит не просто пейзаж (или толпу), а пейзаж и себя в нем. При таком отстраненном взгляде будничные вещи кажутся странными и удивительными, воспринимаются и переживаются особенно остро. Сочетание «конкретных» (мычание коров, гул проезжающих автомобилей, стук молотка) с «абстрактными» электронными звуками из архива композитора и фрагментами интервью с молодыми женщинами на интимные темы лишает исходные звуковые миниатюры их повествовательности, придает им новое измерение, превращает звуковые отпечатки реальных событий в нечто вроде сюрреалистической радиопостановки. Действуя интуитивно, Феррари стирает границы между фактом и выдумкой.

Владимир НАСОНОВ