BLACK SABBATH
(CD, Sanctuary/BMG Russia, 1973/1996/2004, 42:27) Stereo&Video Февраль 20051996 год увидел ремастированные переиздания классических альбомов Black Sabbath. Теперь наконец они стали доступны и российскому слушателю в виде «кириллических» версий (увы, без распечатки текстов песен), которые находятся практически в одной ценовой категории с «пиратскими» дисками и наверняка составят им некоторую конкуренцию на рынке. Эти альбомы — натуральная классика рока, переслушивая которую на ум не раз приходит высказывание Рихарда Вагнера о том, что произведение искусства есть живое воплощение религии. Конечно, речь не об общепринятой норме религиозности — хотя ее у Black Sabbath вопреки распространенному мнению тоже хватает, — а о священном трепете, пронизывающем здесь каждую ноту. Ни в коем случае не берясь приравнять бирмингемский квартет гению Вагнера, мы не можем не отметить, что драматизм таких составляющих кладезь мирового рока вещей, как «Planet Caravan», «War Pigs», «Symptom of the Universe» или «Sweet Leaf» в глазах многих современников вполне сопоставим со знаменитым «Парцифалем». С самого зарождения группа словно задалась целью доказать, что хорошая музыка не обязана быть сложной: ее истинная сила зиждилась на простых гитарных риффах, неповторимом вокале Оззи Озборна, динамичной игре барабанщика Билла Уорда и нескольких удачных соло. Вместе с тем каждый элемент находился в идеальном балансе с другими. Удивительно ли, что до сих пор Black Sabbath почитаются в качестве музыкантов, оказавших наибольшее влияние на развитие хэви-металла вообще и формирование таких его субжанров, как дум, стоунер и блэк, в частности? Выход пятого по счету альбома Sabs, «Sabbath Bloody Sabbath», в конце 1973 года ознаменовался рядом перемен. Парни уже не удовлетворялись только лишь мрачными текстами и стеной тяжелого звука, они ищут новые способы самовыражения, добавляя клавишные в треках «Who Are You» и «Spiral Architect», из-за чего саунд в целом заметно смещается в сторону прог-рока. «Sabbra Cadabra» — мракобесие, достойное былой славы, но почти полностью синтетического происхождения. Симптоматично, что место за клавишами занял никто иной, как Рик Уэйкмэн из Yes. Нашлось здесь место и тихому акустическому инструменталу с совершенно бесподобной мелодией — «Fluff», где-то перекликающейся с «Laguna Sunrise». В каком-то смысле предыдущие работы могут показаться одномерными в сравнении с «Sabbath Bloody Sabbath». При этом погребальная атмосфера музыки и макабрическая обложка стали невольным (или все же намеренным?) отражением места, в котором проводилась запись — замок Клиэруэлл в Уэльсе. Жесткие вещи не исчезли бесследно: тут и «Sabbath Bloody Sabbath», и «A National Acrobat», и, конечно, «Killing Yourself To Live». Впрочем, все это не помешало закончить альбом на вполне мажорной ноте, когда в концовке «Spiral Architect» слышатся радостные аплодисменты и восторженный присвист. Отношения же в коллективе к тому моменту уже не были столь радужными, Оззи и гитарист-левша Тони Айомми с трудом выносили друг друга, это неминуемо приближало конец великой группы, но пока никак не отразилось на качестве представленного материала — ни одной слабой вещи в поле зрения, пластинка почти идеальна с точки зрения композиции и исполнения. Правда, есть вопросы к самой записи: так, в «Spiral Architect» в паре мест на доли секунды пропадает левый канал. Вместе с тем нашлись те, кому смягчение звучания не пришлось по душе. Следующий диск, «Sabotage», с лихвой компенсировал дефицит «тяжести», но в очень большой степени продолжил эксперименты, начатые на «Sabbath Bloody Sabbath» — такую вещь, как «Supertzar», например, с хорами в духе русской православной школы невозможно представить ни на одной из ранних работ. Sabbath недвусмысленно продемонстрировали, что уже никогда не будут прежними. Правда, синтезаторы (Уэйкмэна сменил Джералд Вудрафф) в основном теперь булькают в бэкграунде, и откровенно экспериментальных вещей в духе «Who Are You» на «Sabotage», пожалуй, не предвидится. Диск получился не только тяжелее, но еще более задумчивым и меланхоличным, нежели его предшественник. Здесь больше соло, голос Оззи чаще берет зловещие нотки. Если судить по таким вещам, как «Megalomania», «Symptom of the Universe» и «The Writ», уровень не только Sabs-музыкантов, но и Sabs-композиторов по сравнению с 1970-м годом вырос многократно. Тем прискорбнее осознавать, что после двух непререкаемых шедевров, какими предстали «SBS» и «Sabotage», группа начала медленное, но верное нисхождение по наклонной плоскости, пока в составе не объявился Дио и не спас репутацию легенды, впрочем, это — уже другая история.
Николай КИРЮХИН