Музыка

ELGAR
VAUGHAN WILLIAMS The Lark Ascending Hilary Hahn

(CD, Deutsche Grammophon, 2004, 66:03) Stereo&Video Апрель 2005
ELGARVAUGHAN WILLIAMS The Lark Ascending Hilary Hahn}
Жанр: классика

Каждую свою работу в студии Хилари Хан снабжает поэтическим предисловием. Не стал исключением и этот альбом с записью скрипичных шедевров Элгара и Вона Уильямза. Вот — фрагмент стихотворения, сочиненного скрипачкой: «Работа эта рождена дыханьем тех времен/Когда слова, вливаясь мирно в музыки теченье/С листа, исчерченного прописью имен/Взывали к жизни властной явью изъявленья…» Четверостишие настраивает на какое-то особое звучание. И действительно, Хан играет эмоционально-раскрепощенно, с тонким вкусом и виртуозным размахом. Обстоятельства создания концерта Элгара таковы. В 1904 г. друг английского композитора рассказал ему, что знаменитый скрипач Фриц Крайслер в восторге от его музыки, называет Элгара «величайшим из живущих композиторов» и говорит, что, если бы тот написал концерт для скрипки с оркестром, он почел бы за честь быть его первым исполнителем. К 1910 г. концерт был готов, в Лондоне состоялась его премьера — солировал Крайслер, оркестром дирижировал сам Элгар. Сочинение вызвало восторг у публики. Столь же сильно оно воздействует и на наших современников. Ралф Вон Уильямз создал поэму «Жаворонок в небе» в 1921 г. Интересная параллель: для Элгара стимулом к сочинению концерта стала игра Крайслера, а для Уильямза — скрипачки Мэри Холл, одним из учителей которой был Элгар. Сочинение посвящено Холл, она же была его первым исполнителем. Это нежная, прозрачная музыка. Скрипичные мелизмы подражают песне жаворонка, что взлетает все выше и выше, «пока не потеряется в небесных сферах» (из предваряющего диск поэтического эпиграфа). Партнерами Хан в записи выступили Лондонский симфонический оркестр и дирижер Колин Дейвис.

Артем АВАТИНЯН