Музыка

VIDNA OBMANA

(CD, Relapse/Пурпурный легион, 2004, 73:36) Stereo&Video Апрель 2005
VIDNA OBMANA}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Бельгийский музыкант Dirk Serries, матерый волчище электроакустики и сложнотекстурированного дип-эмбиента, альбомом «Legacy» наконец завершил свою космических масштабов трилогию по произведениям Данте (ранее выходили «Tremor» и «Spore»). Здесь — тема обязывает — Serries проявил темную сторону своей силы и талантов, которая не столь характерна для регулярной продукции Vidna Obmana («оптическая иллюзия» в переводе с сербско-хорватского), справедливо сравниваемой с творениями «нейтральных» или чуть более «позитивных» коллег: Robert Rich, Steve Roach, Jorge Reyes, Jon Hassell, Asmus Tietchens. На «Legacy» строгость минимал-эмбиента уступает место формальной полистилистике более жестких схем. Наверное, впервые в записи музыки Vidna Obmana принимают участие люди весьма далекие от электронных экспериментов: лидер-гитарист Porcupine Tree Стивен Уилсон и певец из свирепых Neurosis Стив фон Тилль — вокалист, по меньшей мере, выдающийся. Именно его голосище мы слышим в открывающей альбом «Canto», где на фоне камерной подложки из интерферирующих фидбэков фон Тилль выводит шикарную dark country/blues-линию на уровне, не побоимся, Тома Уэйтса. Второй номер альбома, «Bloodshift», звучит неожиданно — его форма и подача как будто почерпнуты из наследия Трента Резнора или саундтрека «Vampire: Bloodlines»: гнетущий электро-индустриальный бит, рой адских цифровых насекомых, тягучая готическая тема в бэкграунде. В том же ключе выдержан трек под названием «Cycle of Agony» и несколько более романтичный «Sinner’s Tongue». Этот последний служит своего рода мостиком к эмбиентной части альбома, что представлена двенадцатиминутной электропсихеделией «Torment & Resolution», эпическим размахом сопоставимой с «Echoes» Pink Floyd. Альбом продолжается смутным романтик-прогрессивом «Virtual Insomnia» (отчасти напоминающим эмбиенты Дэйвида Силвиана) и свободной формы джазовой/оркестровой пьесой с потусторонними шумами «Impious Rising». В финальном заглавном треке гитары, до сего момента существовавшие на периферии звуковых картин в качестве фидбэк-дивайсов, выходят на первый план: психеделический насыщенный дарк-эмбиент «Legacy» отсылает слушателя к экспериментам андеграунда 60-х и более всего напомнит Bobby Beausoleil’s «Lucifer Rising». Альбом адресован, в первую очередь, стойким поклонникам дарк-эмбиента и смежных форм, но при правильном подходе практически любому слушателю обещает нездешнее удовольствие.

Виталий СТЕРН