A-HA
(CD, Warner/Пурпурный легион, 79:46) Stereo&Video Апрель 2005Формат этой пластинки обязывает, если не обрекает, придерживаться исторического ракурса. Группе A-Ha — 20 лет. Пусть по формальным признакам, но их музыка в самом деле составляет важную статью норвежского культурного экспорта. Наравне с Гамсуном и Мунком, между прочим. Число проданных пластинок перевалило за 27 миллионов. Первые два альбома — «Hunting High & Low» и «Scoundrel Days» — обрели классический статус. И все это — о коллективе, который поначалу виделся многими группой-однодневкой, one-hit wonder. Судьба трио была далеко не безоблачной. Ближе к концу 80-х перед музыкантами встала задача — вырваться из-под гнета клише (на пути к успеху лейбл зачастую раскручивал A-Ha как постерных симпатяг для девочек-подростков на пороге полового созревания). Сотрудничество с Джоном Барри над песней для очередной серии о Джеймсе Бонде («The Living Daylights»), стремление внести в музыку больше р\кового — гитарного, а не синтезаторного начала — сейчас трудно сказать, являлись ли эти попытки удачными. Очень быстро тогда поменялась общая ситуация на мировом музыкальном рынке — вслед за Nirvana в большую игру вступило множество альтернативных команд, а с их напором и эмоциональностью прохладные и утонченные скандинавы конкурировать не могли. В России поражение A-Ha имело иные последствия — народная любовь почти целиком досталась другим представителям новой волны, Depeche Mode, например. Так что состав «Тараканы!» вряд ли когда-нибудь запишет свою версию «Take on Me» для сборника каверов под рабочим названием «Ах для группы A-Ha» (в то время как «Personal Jesus» в панк-обработке на трибьюте «Депеша для Depeche Mode» имеется). И все же кое для кого норвежцы останутся великими мелодистами, мастерами создавать грустные настроения — если нужно подтверждение, то «Singles 1984–2004» в качестве такового сойдет.
Павел ИВАНОВСКИЙ