THE PREFECTS
(CD, Acute Records, 2004, 31:41) Stereo&Video Апрель 2005Вспоминая начало английской панк-революции 70-х, Джон Пил говорил, что «выделялись на общем фоне не The Clash, а The Prefects». Джонни Роттен называл их великолепными, а создатель Creation Records Алан МакГи считал, что они были лучше не только Oasis, но и Sex Pistols. Созданная в 1976 г. в Бирмингеме группа участвовала во всех первых панк-фестивалях, выступала в одной программе почти со всеми панк-звездами той поры — от The Slits и The Buzzcocks до The Fall и Wire, разогревала публику перед The Clash в ходе их первого «White Riot»-тура. Просуществовав три года, The Prefects распались, и сегодня о них мало кто помнит. В первую очередь это связано с отсутствием записей: единственный сингл был выпущен лейблом Rough Trade уже после их распада, а восемь песен, записанных для программы Джона Пила (по четыре в августе 1978 и январе 1979) так никогда и не были опубликованы. И вот, спустя четверть века после распада The Prefects, лейбл Acute выпустил полное собрание их записей общей продолжительностью чуть менее 32 минут, куда, помимо предназначавшегося для радио материала, вошли два концертных трека. Самые ранние из представленных на альбоме вещей демонстрируют склонность группы к первобытно-простым песням, в которых очень мало собственно музыки, но бездна энергии и агрессивности. И если концертная запись 1977 г. — это просто рев вокалиста под не очень ритмичные удары «музыкантов» по струнам гитар и барабанам, то исполняемые хором припевы быстрых и коротких песен, записанные в студии, слегка напоминают первый альбом The Clash. Более чем неожиданно на этом фоне смотрится мрачный 10-минутный (!) джэм «Bristol Road Leads to Dachau», в котором под монотонную шарманку мощного и грубого панк-баса и неровный ритм глухих барабанов идет бесконечный, очень плотный и совершенно безумный «пилеж» соло-гитары, а Роберт Ллойд поет: «Бристольская дорога ведет в Дахау, даже и не надейся, что ты — в безопасности… невиновных сегодня нет». Записи 1979 г. представляют собой еще более неожиданные арт-эксперименты, свидетельствующие о быстром развитии коллектива и его переходе от панка к тому, что позднее стали именовать постпанком. Расширяется набор используемых инструментов (добавляются рояль, саксофон, кларнет и др.), замедляется ритм, появляются дополнительные звуковые эффекты. Завершающая диск 10-секундная «VD», записанная во время концерта-воссоединения группы в 2001 г., потрясает своей лютостью и наглядно демонстрирует, что у этих ребят еще имеется порох в пороховницах. Альбом снабжен прекрасно оформленным буклетом с редкими фотографиями и воспоминаниями музыкантов, он будет прекрасным подарком всем любителям панка и постпанка, открывающим для себя еще одну малоизвестную страницу истории рока.
Владимир НАСОНОВ