TREVOR DUNN’S TRIO-CONVULSANT
(CD, Ipecac Recordings/Пурпурный легион, 2004, 56:02) Stereo&Video Апрель 2005Говорят, что разнообразие придает жизни остроту. В таком случае басист из Сан-Франциско Тревор Данн со скукой явно не знаком, потому как круг его интересов исключительно широк, а насыщенная жизнь Данна в творчестве представляет собой сплошную авантюру и приключение. Данн известен, в первую очередь, как один из основателей группы экспериментального рока Mr. Bungle, однако с тех пор он участвовал в самых разнообразных проектах, сотрудничал с множеством известных фигур (в том числе, с The Kronos Quartet, Томом Уэйтсом, Уэйном Хорвицем, Джоном Зорном). Он играл музыку самых различных стилей и даже жанров — от рока (в составах Secret Chiefs 3, Fantomas и др.) до джаза (в группах Sour Note Seven, Junk Genius и др.). Trio-Convulsant — первая команда Данна, в которой он играет роль лидера. С момента выхода первого альбома трио, «Debutantes & Centipedes» (1999), минуло почти 6 лет, и состав полностью поменялся. Теперь, помимо Данна, в нем числится гитаристка Мэри Хэлворсон (ранее работала с Энтони Брэкстоном и Джо Моррисом) и ударник Чес Смит (ранее — в Theory of Ruin). Содержимое новой пластинки представляет собой более чем причудливую смесь, притом что ансамбль не сплавляет различные стили вместе, а скорее сталкивает их лбами, соединяет достаточно механистично, а иногда почти насильственно. Тяжелые, быстрые и агрессивные риффы хардкора и тяжелого металла сменяются тут безудержными гитарными импровизациями в духе Юджина Чэдборна или даже Дерека Бейли, а красивый, безмятежно-спокойный мейнстримный джаз — конвульсивным экспериментальным роком с резкими мелодиями и бесконечными сменами ритма. Очень разнообразная и исключительно изменчивая по своей структуре музыка напоминает коллаж, в котором сочиненные фрагменты соседствуют со свободной импровизацией. Акустический бас и барабаны хотя и интересны, однако нигде не доминируют (не считая «Me Susurra un Secreto», которая представляет собой басовое соло Данна), а лишь создают фон и ограничивают пространство, в котором безудержно царит гитара Хэлверсон, переходящая от чистого красивого звука к искажениям и шумам, от звучных аккордов к стремительным пробегам по отдельным струнам. Иногда инъекции грубого металла в изящные и хрупкие импровизационные кружева кажутся довольно неуместными, красота фрагментов мейнстримного джаза представляется слишком слащавой, а разнородные по стилистике блоки не всегда удается состыковать без швов. Однако в целом это очень интересная работа талантливых людей, которые, отвергая стереотипы и штампы, создают музыку, с трудом поддающуюся классификации.
Владимир НАСОНОВ