BLUT AUS NORD
(CD, Appease Me/Candlelight Records/Пурпурный легион, 2004, 51:36) Stereo&Video Апрель 2005Есть основание полагать, что эта работа произведет переворот в блэк-металле. Ведь Blut Aus Nord не цепляются за клише старой школы, но мыслят категориями, недоступными большинству исполнителей, населяющих данный жанр. Достаточно претенциозное название диска («Творение, преобразующее Бога») отвечает поставленной задаче — разбить вдребезги представления обывателей о блэке как о музыке зашоренных последователей «вагнерианского» направления в хэви-металл. В паре мест — таких, как инструментал «Procession of the Dead Clowns» или инструментальная же кода в «Our Blessed Frozen Cells», у Blut Aus Nord обнаруживается больше схожестей с тормозным минорным сладжкором модных нынче заокеанских звезд — Isis и Neurosis, нежели со старорежимным мракобесием «европеоидов» Dark Funeral/Marduk. Группа являет пример беспрецедентного для данной музыки использования драм-машинных ритмов, которые вкупе с механистичностью риффов напрямую отсылают слушателя к экспериментам некоторых «индустриалистов». Есть здесь и жутковатые дарк-эмбиентные номера, и погребальный дум, и оппортунистический блэк, отнюдь не эксплуатирующий до бесконечности традиционную песенную форму (никаких куплетов-припевов, не надейтесь), а наоборот — тяготеющий к абстракции, эпическому повествовательному стилю, использованию шумов, дронов, прочих дисгармонических элементов. Вокал — то злой скриминг, то разряженный атмосферный фон — наличествует (притом 5 треков из 12 обходятся вообще без него), но по большей части он приглушен, утоплен в миксе и не всегда отличим от гитарных завываний. Меж тем альбомный буклет содержит обоснование позиции авторов: «Мы обвиняем традицию в том, что она является оправданием для бездействия, отсутствия индивидуальности и регресса». Не часто услышишь подобное из уст блэкушника, но ведь и Blut Aus Nord — все что угодно, только не типичный «чернушный» проект. И в самом деле, пока их современники всецело заняты тем, что с оглядкой на основоположников «творчески перерабатывают» наследие 15–20-летней давности, Blut Aus Nord явно предпочитают пути позаковырестее. Не то чтобы от нордической традиции начала 90-х Blut Aus Nord камня на камне не оставили (они ее чтут и многое из нее почерпнули — особенно у Burzum и Thorns), но эти французы открывают для жанра перспективы, которые ему ранее и не снились. Пуристы, конечно, будут сопротивляться до последнего, но правда состоит в том, что Blut Aus Nord очень точно уловили суть мрачного искусства гитарного диссонанса и вернули этой музыке ощущение отчужденности, которое было ею давно утеряно.
Николай КИРЮХИН