MICHAEL BRECKER, JOE LOVANO, DAVE LIEBMAN
(CD, Telarc/Пурпурный легион, 2004, 65:55) Stereo&Video Март 2005Октябрьский (2004) номер старейшего джазового журнала «Down Beat» вышел с этой троицей на обложке. Что и говорить, в современном джазовом мэйнстриме найдется не так много саксофонистов со столь же авторитетными именами, и ансамбль, собравший вместе три таких имени — тенористы Майкл Бреккер и Джо Ловано плюс сопранист Дейв Либман — просто обречен на пристальное внимание любителей джаза. Начнем с того, что никто из этих троих не разочаровывает. Скоростная игра Бреккера, еще в 70-е введшего в оборот богатое использование тональных замен для упрощения головоломного языка бопа (главного выразительного средства джазовой импровизации последних 60 лет). Добротный, мудрый боп Ловано. И текучий, чуть гнусавый звук Либмана, из всех постбоповых традиционалистов всегда ходившего дальше всех в направлении внемэйнстримовых средств выразительности. Короче говоря, это идеальный альбом для молодого саксофониста, который может наглядно проследить, как те или иные (умеренно сложные) творческие задачи на одном и том же материале, да еще и во взаимодействии, решают ведущие саксофонисты современности. Привлекательность альбома для более широкой публики остается под вопросом: эмоционально-образный строй «Сбора духов», построенный на сугубо музыкальном анализе творческой манеры не только всех трех инструменталистов, но и их предшественников, которым они отдают здесь дань (от полулегендарного Джо Александера до самого Джона Колтрейна), может быть вполне ясен только очень подготовленному слушателю. Впрочем, всегда остается возможность очертя голову нырнуть в поток самоуглубленной игры мастеров и, возможно, все-таки вынырнуть в конце с ощущением расширения собственных представлений о музыке и о том, что именно ищут в ней музыканты, а что — обычные слушатели.
Кирилл МОШКОВ