Музыка

RAY CHARLES

(CD, Concord/Пурпурный легион, 2004, 51:42) Stereo&Video Март 2005
RAY CHARLES}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Сотрудничество гения соул-музыки Рэя Чарлза с Warner Bros завершилось в конце 90-х, и несколько лет у одного из величайших музыкантов современности вообще не было контракта на запись. Только в последний год жизни он заключил соглашение с калифорнийским джазовым лейблом Concord, и результат оказался роскошным. В 80–90-е продюсеры Warner пытались осовременить звучание Рэя Чарлза, придать ему какое-то едва ли не хип-хоповое звучание. Особенно показательными в этом смысле были достаточно удачный альбом «My World» (1993) и откровенно слабый «Strong Love Affair» (1996), после провала которого сотрудничество провозвестника соула и транснационального лейбла как раз и завершилось. «Genius Loves Company» продюсировали маститые Фил Рамоне и Джон Бёрк, причем почти поровну — пять треков один, семь треков другой. Оба решили, что для героя музыки 1960-х ничего не может быть лучше, чем старое доброе звучание тех лет. И не прогадали. В звучание инструментального сопровождения Чарлза наконец-то вернулся вкус, а следовательно — и вокал, всегда безошибочно узнаваемый, наконец-то вновь обрел органичную для него звуковую среду, ту самую, в которой он и царил сорок лет назад. Второе важное продюсерское решение: это — альбом дуэтов. Дуэтов в популярной музыке последнего десятилетия было поназаписано великое множество, но «Genius Loves Company» — из самых лучших образцов. Здесь разумное количество молодых звезд (Нора Джонс, Дайана Кролл), заслуженных современников-соратников (Глэдис Найт, Би Би Кинг, Вэн Моррисон) и просто ровесников (Вилли Нелсон), а также «просто звезд» (Элтон Джон). Никто не затмевает Рэя, но практически все оказываются достойны его уровня. Дуэты иногда вызывают добрую улыбку (с Норой Джонс, которая на полвека младше Чарлза), порою радуют музыкальным совершенством (с Джонни Мэтисом или Вэном Моррисоном), а временами и скупую слезу вышибают (грустный дуэт очень усталых стариков — с Вилли Нелсоном, который в «It Was A Very Good Year» звучит едва ли не более старым, чем Рэй, хотя он на три года моложе). Конечно, продюсеры не планировали, что альбом станет финалом прижизненной дискографии великого слепца: как раз когда один из лучших звукорежиссеров Америки, Ал Шмитт, свел альбом в Capitol Studios в Голливуде, 74-летнего Рэя Чарлза не стало. Но, так или иначе, финал этот получился очень достойным.

Кирилл МОШКОВ