PROCOL HARUM
(CD, Strongman Productions/Friday Music/Пурпурный легион, 2004, 50:45) Stereo&Video Март 2005Изобилие на обложке пластинки не бутафорское — музыкальных удовольствий, инструментальных красот и жирностей Harum образца 75-го года приготовили немало. Альбом последовал за выходом коммерчески самых успешных работ группы — «Live with the Edmonton Symphony Orchestra» и «Grand Hotel». Пресыщенность «голландской» живописи, воплощенной в форме плотоядного натюрморта, характеризовала некую мечту о сытости, но она оказалась лишь погоней за ускользающей птицей удачи. Предыдущая номерная пластинка, «Grand Hotel», так и осталась самой удачной для этого состава, и главной ее особенностью была замена гитариста Робина Трауэра на Мика Грэбэма. Грэбэм и тут играет хорошо, бодро, мясисто и напористо — от него идет специфический дух музицирования 70-х, ощущение травоядного монстра, уже будто умирающего, и словно подставляющего наливной бочок под зубы растущего панк-рока. Альбом «Exotic Birds and Fruit» очень мелодичен, но как-то странно мелодичен. От кабацкой плясовой «Beyond the Pale» до спокойной нежности «The Idol», эта музыка достойна лучших примеров, но все эти примеры либо остались в прошлом десятилетии, либо еще не появились. В итоге альбом — переходный, и в контексте предыдущих работ сравним с пиром накануне чумы. Это настоящий готический поп-рок, классическая смесь блюза и мистики. Особо радует спрятанная в бонусах «Blue Danube» — адаптация «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса. Следует напомнить, что пьеса, ставшая визитной карточкой группы, «A Winter Shade of Pale», содержала обработку темы Баха. Именно так, от Баха к Штраусу, эволюционировала и сама команда, и никакие качественные критерии музицирования ее уже спасти не могли.
Александр В. ВОЛКОВ