LEONARD COHEN
(CD, Columbia/Пурпурный легион, 2004, 49:29) Stereo&Video Март 2005Интересно, что бы делал Леонард Коэн без женщин? Кто бы не скупясь одаривал его вдохновением, а теперь — когда ему исполнилось 70 — и активно помогал, выполняя большую часть связанной с записью альбома работы? Пластинке «Dear Heather» отдали свои силы три женщины — Энжани Томас, Шарон Робинсон и Линн Унгар (участие последней, правда, свелось к продюсерской роли). Без голосов этой компании диск едва выходит за рамки формата spoken word: грустно-мудрые стихи, которые зачитываются Леонардом Коэном поверх минимального и такого же сухого, как его голос, аккомпанемента драм-машины с вкраплениями дешевых клавишных, тенор-саксофона и пианино. С учетом возраста поэта многие не ждали появления новой работы. Сам Коэн свел общение с журналистами к минимуму (если не отказался совсем) — все сказано на пластинке «Dear Heather», посвященной в основном выражению благодарности женщинам, друзьям и учителям (часть этих близких Леонарду Коэну людей его слов признательности уже не услышит). Жизнь была достаточно полной — от любовных связей со многими женщинами и экспериментов с ЛСД (в годы, когда «кислота» еще не попала в запретный список) до путешествий по всему миру и более чем успешных занятий литературой. Что же касается музыки — Коэн как-то пошутил, что обратился к написанию песен, поскольку поэзия не приносила хороших денег, — двумя лучшими номерами альбома «Dear Heather» придется признать мягкий сумрак «The Letters», исполненный совместно с Шарон Робинсон, и грустную финальную песню о любви «Tennessee Waltz», записанную «живьем» еще в 1985 году.
Павел ИВАНОВСКИЙ