THE CHASM
(CD, Wicked World/Earache, 2004, 66:11) Stereo&Video Март 2005Каждый раз, когда экстремальный металл пытается прыгнуть выше своей головы, мое внутреннее чувство начинает бить тревогу. Примеры команд, ставивших перед собой задачу раздвигания границ стиля при условии сохранения верности заветам отцов и успешно справлявшихся с нею, столь единичны — Morbid Angel, Deicide, Entombed, Immolation, Suffocation, из более свежих примеров — Nile, что от новаторов неминуемо ждешь не просто провала, а провала с громким треском. Беспокойство оказалось напрасным применительно к новому альбому The Chasm — их дебюту для сублейбла Earache, Wicked World. Команда снискала немалую славу в андеграунде с начала 90-х, но досадное невезение, как это часто случается, не позволяло им до недавнего времени произвести рывок из относительного небытия, которое сулил культовый статус, к более широкому признанию. С новым контрактом, скрепленным подписью гендиректора металлического гиганта Earache Дигби Персона, и международной дистрибуцией мексиканскому трио под водительством Даниэля Корчадо (экс-Cenotaph, Incantation) это будет сделать гораздо сподручнее. Укорененный в традиционной латиноамериканской мифологии (загробный мир Миктлан, человеческие жертвоприношения, золотые маски, языческие идолища) металл старой школы, направляемый искренним желанием музыкантов звучать достойно памяти классических работ старых мастеров — ранней Sepultura, Slayer, Celtic Frost, Mayhem и Destruction, со сложной структурой, постоянной сменой темпа, завораживающей гитарной атакой, эпической продолжительностью композиций и текстами о смерти, являет собой уникальный сплав дета, блэка и трэша (примерно в такой последовательности). Несмотря на принадлежность к «железной» братии, соответствующий имидж мрачных парней и сопутствующую символику, The Chasm отнюдь не стремятся утвердиться в качестве самой злой, брутальной и скоростной группы на Земле. Предпочитая количеству качество, нечто неуловимое они, похоже, почерпнули даже в неоклассическом европейском прог-роке 70-х. Отдельные фрагменты несут на себе отпечаток той эпохи и того жанра. Венец эпического стиля группы — трехчастная «The Eclipse: Monument to the Empire», в общей сложности длящаяся девять с половиной минут. Идя в разрез с господствующими тенденциями (поголовный дисгармонизм таких исполнителей, как Krisiun, Pessimist, Dissenter, Stabwound, Severe Torture и подобных им, с одной стороны, и слащавость/роковость/песенность мелодик-детовой «гетеборгской сцены» — с другой), The Chasm свой «металл смерти» наделяют досконально продуманными мелодиями и неповторимой утопической атмосферой, пишут длинные инструментальные проигрыши с множеством соло, не боятся щегольнуть мастерством владения медиатором, но при этом ни на секунду не забывают о том, что эта музыка, прежде всего, должна нести ощущение невероятной силы. Вокал Корчадо — отдельная статья, в нем чувствуется индивидуальность, которой сегодня лишены многие «экстремальные» певцы, и он не имеет ничего общего со стандартным металлическим «граулом». Альбом же раскрывает свои секреты не всем и не сразу, поэтому приготовьтесь к продолжительному знакомству. Как говорится, и да воздастся вам по делам вашим… То есть по душевным затратам и количеству времени, проведенному в компании с этой пластинкой.
Николай КИРЮХИН