Музыка

BOYD RICE/NON

(CD, Mute, 2004, 51:17) Stereo&Video Март 2005
BOYD RICE/NON}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Данная работа выносит на слушательский суд редко обсуждаемую грань творчества известного провокатора, культурного террориста и индустриальных дел мастера. Бойд Райс, он же — NON, оспаривает трон изобретателя нойз-жанра у Лу Рида, чей легендарный альбом «Metal Machine Music» (1975) был явлен миру практически одновременно с началом экспериментов с гитарными фидбэками, кассетной вивисекцией и расчленением виниловых трупов нашего героя. Райс также вошел в историю как первый исполнитель, посвятивший себя шуму целиком и без остатка (что принципиально отличает его от того же Лу Рида, эпопея которого с «Metal Machine Music» не имела никакого продолжения, т.е. оказалась одноразовой акцией), существенно изменил представления о музыкальном процессе как таковом и перешел ту грань, за которой его опыты с зацикленными сэмплами и самодельными инструментами уже невозможно было отнести лишь к области чистого искусства. Кроме того, наряду с Throbbing Gristle, Monte Cazzaza, SPK и некоторыми другими персонажами, он несет ответственность за возникновение и становление т.н. «индустриальной» субкультуры. Альманах RE/Search в одной из своих публикаций более двух десятков лет тому назад резюмировал: «Бойд Райс задавался целью уничтожения всех до единого догматов, принятых в записи или исполнении музыки». Всегда на острие, только против течения, в извечном поиске. Популярности, пусть и характерно скандальной, ему добавила репутация социал-дарвиниста, чуть ли не криптофашиста, бунтаря, человека, находящегося на короткой ноге с двумя Мэнсонами — Чарльзом и Мэрилином, а также статус неортодоксального религиозного деятеля (покойный ныне основатель и глава Церкви Сатаны Антон Ла Вей собирался было передать ему свой титул по наследству, но Райс «ушел в отказ»), интеллектуала от оккультизма (комплексу вопросов, связанных с исследованием мистерии Священного Грааля, он посвятил ряд публикаций для эзотерического издания «Возмездие Дагоберта», а также книгу «The Vessel of God»). Как следует из названия обозреваемой компиляции, акцент в ней сделан на упражнениях Бойда в области эмбиента/минимализма. Весь материал, собственноручно отобранный автором, выполнен в более «спокойном» ключе, нежели по привычке ожидаешь от пионера индастриала, и покрывает период с 1975 г. («Черный альбом») по настоящее время («Children of the Black Sun», 2002). Принимая во внимание последнее обстоятельство, коллекция получилась весьма разнородной. Объединяет же эти треки попытка обращения Бойда к архаичному началу в слушателе — к самой примордиальной сути человека, минуя рассудок или иные передаточные механизмы. Звучание таких композиций, как «Arka» или «A Taste of Blood», прогнозируемо таинственно и вызывает явные готические ассоциации. Ритуальный характер «Sunset» неопровержим и выделяет ее на фоне остального материала. Наложение одного источника звука на другой имеет результатом явление слуховых галлюцинаций, принимающих форму фантомных мелодий и ритмов (яркий пример — «Immolation of Man»). Все это — грандиозная музыка без начала и без конца, что приходит ниоткуда и исчезает в никуда.

Николай КИРЮХИН