Музыка

ALICE COLTRANE

(CD, Impulse!, 2004, 70:52) Stereo&Video Январь 2005
ALICE COLTRANE}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

С 1978 г. вдова великого саксофониста Джона Колтрейна, пианистка Элис Колтрейн, практически не появлялась на сцене и уж совсем не появлялась в грамзаписи. В начале 1970-х ее сольники вполне убедительно продемонстрировали, что и без своего легендарного супруга, в ансамбле которого она сменила самого Маккоя Тайнера (и проработала с Колтрейном до самой его внезапной смерти в 1967 г.), она представляет собой вполне самостоятельную творческую единицу, интересно экспериментирующую со смешением авангардного джаза и внеевропейских музыкальных систем. Но ее глубокий интерес к религиозным проблемам победил, и на долгих два с половиной десятилетия Элис Колтрейн отошла от публичного исполнения музыки. И вот — ее первая студийная работа за 26 лет, спродюсированная сыном, саксофонистом Рави Колтрейном. Он, кстати, и играет на тенор- и сопрано-саксофонах в 5 из 11 треков, а еще в одном треке на альт-саксофоне играет другой отпрыск — Оран. Но оба они — совсем не Джон Колтрейн, хотя носят ту же фамилию. Нет, дело не в технике: оба они мастеровитые музыканты, а Рави так и просто известный саксофонист. Просто они — музыканты иного, нежели Джон, плана. Звук саксофона Рави — сыроватый, земной, очень блюзовый и при этом не слишком богатый микротонами. Зато Элис верна себе. Диск открывает тема «Sita Ram», которая украшала один из лучших сольных альбомов пианистки — «Universal Consciousness» (1971). По-прежнему основной прием импровизационного развития, который она применяет, — протяженные, идущие скорее не от джаза, а от азиатской (прежде всего индонезийской) музыки цепочки нот равной длительности. По-прежнему и ее рояль, и ее старый добрый электрический Wurlitzer вполне узнаваемы. Вот только из бескомпромиссного авангарда эта музыка, три-то с половиной десятилетия спустя, превратилась в величественный, но слегка потускневший памятник своей великой эпохе. Нисколько, правда, не потеряв при этом в ясности мысли и одухотворенности изложения.

Кирилл МОШКОВ