Музыка

CECIL TAYLOR

(CD, Blue Note Europe, 2004, 71:24) Stereo&Video Январь 2005
CECIL TAYLOR}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Сесил Тейлор — один из тех музыкантов, чья музыка предназначена для подготовленной, открытой и обладающей крепкими нервами аудитории. Пианист-новатор дебютировал в середине 1950-х, и полвека спустя он все еще остается одним из самых радикальных экспериментаторов в джазе. Назвать его аудиторию широкой не поворачивается язык, но при этом его влияние на импровизационную музыку, прежде всего ее авангардные направления, трудно переоценить. «Conquistador!» — второй из всего двух альбомов, записанных Тейлором для Blue Note в середине 1960-х, когда его агрессивный, ошеломляющий слушателя и потоком звуков вообще, и хитроумными способами их организации в частности, стиль уже практически полностью сформировался. Впрочем, в 1960-е Сесил вообще записывался немного. Только в первой половине 1970-х его дискография начнет расти, так что «блюнотовские» записи, сделанные великим звукорежиссером Руди Ван Гелдером, относятся к числу редких и весьма содержательных документов раннего этапа творчества великого джазового радикала. В записи участвует сильный состав — прежде всего постоянный партнер Тейлора в те годы, альт-саксофонист Джимми Лайонс, который создает не менее интенсивное напряжение, чем лидер. Контрастом и ему, и фортепиано Тейлора звучит труба Билла Диксона, который играет несколько более самоуглубленно и сдержанно. Впечатляет уровень взаимодействия, которого Тейлору удается достичь с барабанщиком Эндрю Сириллом; по-разному, но одинаково динамично вплетаются в этот ансамбль контрабасы Генри Граймса и Алана Силвы. Это очень интенсивная музыка. Две композиции (почти 18 и чуть больше 19 минут), составившие оригинальный LP, плюс 17-минутная версия второй пьесы, вошедшая только в CD — непростой вызов для слушателя. Правда, войдя в их неспешный, но напористый звуковой мир, слушатель имеет возможность ознакомиться с потоком идей, которые и сейчас кажутся шокирующе опережающими время.

Кирилл МОШКОВ