BJORK
(CD, One Little Indian, 2004, 45:45) Stereo&Video Январь 2005Когда госпожа Бьорк становится серьезной и трагичной, прослушивание ее пения превращается в муку — на душе от таких песен делается не печально, а как-то страшно. Местами от новой пластинки Бьорк веет почти вагнерианским пафосом. Однако главная сложность восприятия альбома «Medulla» заключается не в попытках певицы уйти от игривости, а в инструментах, использованных в записи. Инструмент, впрочем, почти во всех песнях один — человеческий голос. Вокалисты, предоставившие Бьорк и ее команде образцы своих голосов для последующего процесса резки-препарирования-сэмплирования, более чем интересны по одиночке, но собранные вместе, они производят впечатление паноптикума отклонений от нормы, freakshow. Аналогии с нездоровым цирковым жанром прямые: место «человека-слона», «женщины-змеи» заняли «человек-тромбон» (Грегори Пурнхаген), «женщина-бас» (сама Бьорк). Список диковин дополняют рэппер Разел из The Roots, которого еще в середине 90-х журнал Rolling Stone называл не иначе как «человек-драм-машина», Майк Паттон (на пластинке он едва слышим, хотя мог бы блистательно выступить в образе Фантомаса), объект благоговения многих Роберт Уайатт, пара хоров. В общем, запись можно признать удавшейся с одной оговоркой — слышать перечисленных людей на этой пластинке порой так же неуютно, как наблюдать отдельные номера шоу физических уродцев. Последнее обстоятельство заставляет отнести «Medulla» к области эксперимента. Если же вам более интересна развлекательная сторона творчества Бьорк, эта работа, скорее всего, будет разочарованием — к увеселительным могут быть отнесены только 2–3 вещи из четырнадцати.
Павел ИВАНОВСКИЙ