Музыка

IMMORTAL

(CD, Osmose/CD-Maximum, 1997/2004, 28:53) Stereo&Video Январь 2005
IMMORTAL}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

В отличие от собратьев по норвежской блэкушной сцене, попавших в поле зрения общественности в начале 90-х со своими актами бесчинств, громкими националистическими заявлениями и невероятной, неслыханной доселе музыкой из элементов хаоса, мрака, ненависти и одной из немногих возможных форм существования в эпоху конца времен — интуитивного нигилизма (Mayhem, Burzum, Gorgoroth, Darkthrone, Carpathian Forest, Emperor), Immortal изначально дистанцировались от философии сатанизма, делая упор в текстах и имидже на языческом пасторализме. Вся дискография Immortal завязана на концепции Blashyrkh — таинственного царства, имеющего прописку единственно в головах его создателей (говорят, правда, что музыканты наделяли фантастическими чертами окрестности Бергена). Тексты повествуют о природе этого северного края — его припорошенных снегом просторах, суровых зимах, скрипучих морозах и беспощадных метелях, а также населяющих его мистических существах. Сами исполнители неоднократно замечали, что все это время поклонялись матушке Зиме. Конечно, в символическом акте отстранения от окружающей реальности они мазали лица краской в монохроматической гамме, носили напульсники с шипами, патронташи и прочую романтическую атрибутику, которая, надо заметить, смотрелась на них исключительно уместно. До самого своего расформирования в 2003 году парни были известны, как это принято, под псевдонимами. На определенном этапе (после выхода диска «Pure Holocaust») для обозначения своего идиосинкразического стиля ими был придуман термин «холокост-металл», но осознав, что затея может быть превратно истолкована, вскоре совершенно отказались от нее. Самая техничная из скандинавских групп, Immortal испытывали постоянные проблемы с барабанщиками, которые менялись чаще, чем группа выпускала альбомы. Эта проблема была наконец решена к выходу «Blizzard Beasts», переизданного в России компанией CD-Maximum. Спасение явилось с территории сопредельного государства в лице шведа Хорга (Hypocrisy, Pain). Хорг оказался знатным «скинбэшером», его проворные проходы можно услышать на пластинке. Музыка отличается как от ранних, так и от последовавших за ним альбомов, это — самая преступно недооцененная работа не только Immortal (обычно превозносят «Sons of Northern Darkness», «Battles in the North» — все что угодно, только не «Blizzard Beasts»), но и в целом норвежской музыки. Пожалуй, это самый брутальный и самый скоростной диск в их дискографии — видимо, сказалось время, проведенное накануне в совместных гастролях с королями американской «смертельной» сцены Morbid Angel. Ярость столь высоконапряженной музыки просто не с чем сопоставить. Вместе с тем акцент на мрачной атмосфере, столь важный для блэк-металла, сохранен. Мелодически же вдохновение исходит скорее из дебютного альбома «Diabolical Fullmoon Mysticism». Центральная композиция, «Mountains of Might», может быть сочтена одним из главных «хитов», сочиненных Immortal за всю их, с позволения сказать, карьеру, если бы только употребление понятия «хит» было уместно в данном контексте. Среди других достижений достойных упоминания — «Nebular Ravens Winter», «Frostdemonstorm» и «Suns That Sank Below». Голос фронтмена Аббата выдвинут на передний план и звучит этаким апокалипсическим набатом возмездия. Никакого скриминга — хрипло-бритвенный, невероятной холодностью отдающий вокал, проговаривающий немыслимыми скороговорками слова, от которых атмосфера становится совсем уж футуристической. Опять же — нет аналогов этому голосу ни на норвежской сцене, ни где-либо еще. По причине развившегося у него острого тендонита альбом стал последним для гениального гитариста и сооснователя Immortal Димоназа (в качестве музыканта, но он продолжил писать тексты и заниматься делами группы), и им было сделано все, чтобы «Blizzard Beasts» запомнился как его «лебединая песня». Одни из самых странных гитарных риффов, сочиненных им, звучат здесь тяжеленной поступью в духе Трея Азагтота периода «Altars of Madness», но служат решению несколько иных задач.

Николай КИРЮХИН