NEUROSIS
(CD, Neurot/Пурпурный легион, 2004, 68:54) Stereo&Video Январь 2005Не перестает удивлять заговор молчания, упорно хранимый мэйнстримной прессой относительно событий вокруг «тяжелой» сцены. Напрочь игнорируются все, даже самые значительные явления, если только они не прошли аттестацию каналом MTV, и в лучшем случае это будут Rammstein или Marilyn Manson, в худшем — что-то типа Linkin Park. Притом для изолированного от информации слушателя-читателя перечисленные имена персонифицируют всю сцену, в то время как по-настоящему важные коллективы игнорируются, не берутся в расчет. Neurosis, безусловно, одно из ярчайших светил на небосклоне «тяжелой» музыки, хоть ярлык «тяжелой» группы смотрится на них все менее и менее убедительно. Существующий с середины 80-х сан-францисский секстет давно напрашивается в какую-то отдельную нишу. Процесс неустанного эволюционирования заставил их в свое время забыть о хардкоровых корнях и привел к экспериментам последних работ. Через три года после выхода восторженно встреченного опуса «A Sun That Never Sets» и всего через шесть месяцев с момента осуществленной ими коллаборации с бывшей вокалисткой The Swans Джарбо команда (в лице гитариста/вокалиста Скотта Келли, гитариста/вокалиста Стива фон Тилля, басиста/клавишника Дэйва Эдуардсона, клавишника Ноа Лэндиса, барабанщика Джэйсона Родера и видеохудожника Джоша Грэма) возвращается с пластинкой, в который раз спродюсированной их старым знакомым Стивом Альбини (Nirvana, PJ Harvey, Pixies). Neurosis уже приучили нас к тому, что каждый их альбом выходит экспериментальнее, нежели предыдущий, продолжительность звучания песен имеет тенденцию от раза к разу увеличиваться, но суть от этого меняется мало. Редко встречаемое в наши дни умение — меняться, оставаясь верным своему внутреннему стержню. Но чтобы быть верным стержню, нужно как минимум его иметь, а с этим у очень многих исполнителей — серьезные проблемы. Только не у Neurosis. Для «The Eye of Every Storm» они записали кучу изощренных, приближающихся к арт-року инструментальных партий, но без ставшей уже фирменным знаком «стены звука». Доводилось ли вам быть затянутым ураганом оглушающей тишины? Вот это — то самое. Светлые моменты акустической безмятежности камуфлируют накал сокрытых от глаза, бушующих где-то глубоко страстей, так и порывающихся выйти наружу. И иногда эти прорывы, кстати, происходят. Мастера нагнетания атмосферы, Neurosis не заинтересованы, чтобы привычные для них 10–11-минутные композиции имели четко выстроенный песенный каркас. Во всяком случае, любителям припевов и куплетов здесь ловить особенно нечего, а безмолвие имеет одинаковую с животворящим словом силу. Принадлежность же пластинки к хард-року, пусть и очень условная, определяется не столько фактом наличия гитар (которых в любом случае гораздо меньше, чем на предыдущих пластинках), сколько царящим здесь настроением невыносимой тяжести бытия.
Николай КИРЮХИН