Музыка

NEUROSIS

(CD, Neurot/Пурпурный легион, 2004, 68:54) Stereo&Video Январь 2005
NEUROSIS}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Не перестает удивлять заговор молчания, упорно хранимый мэйнстримной прессой относительно событий вокруг «тяжелой» сцены. Напрочь игнорируются все, даже самые значительные явления, если только они не прошли аттестацию каналом MTV, и в лучшем случае это будут Rammstein или Marilyn Manson, в худшем — что-то типа Linkin Park. Притом для изолированного от информации слушателя-читателя перечисленные имена персонифицируют всю сцену, в то время как по-настоящему важные коллективы игнорируются, не берутся в расчет. Neurosis, безусловно, одно из ярчайших светил на небосклоне «тяжелой» музыки, хоть ярлык «тяжелой» группы смотрится на них все менее и менее убедительно. Существующий с середины 80-х сан-францисский секстет давно напрашивается в какую-то отдельную нишу. Процесс неустанного эволюционирования заставил их в свое время забыть о хардкоровых корнях и привел к экспериментам последних работ. Через три года после выхода восторженно встреченного опуса «A Sun That Never Sets» и всего через шесть месяцев с момента осуществленной ими коллаборации с бывшей вокалисткой The Swans Джарбо команда (в лице гитариста/вокалиста Скотта Келли, гитариста/вокалиста Стива фон Тилля, басиста/клавишника Дэйва Эдуардсона, клавишника Ноа Лэндиса, барабанщика Джэйсона Родера и видеохудожника Джоша Грэма) возвращается с пластинкой, в который раз спродюсированной их старым знакомым Стивом Альбини (Nirvana, PJ Harvey, Pixies). Neurosis уже приучили нас к тому, что каждый их альбом выходит экспериментальнее, нежели предыдущий, продолжительность звучания песен имеет тенденцию от раза к разу увеличиваться, но суть от этого меняется мало. Редко встречаемое в наши дни умение — меняться, оставаясь верным своему внутреннему стержню. Но чтобы быть верным стержню, нужно как минимум его иметь, а с этим у очень многих исполнителей — серьезные проблемы. Только не у Neurosis. Для «The Eye of Every Storm» они записали кучу изощренных, приближающихся к арт-року инструментальных партий, но без ставшей уже фирменным знаком «стены звука». Доводилось ли вам быть затянутым ураганом оглушающей тишины? Вот это — то самое. Светлые моменты акустической безмятежности камуфлируют накал сокрытых от глаза, бушующих где-то глубоко страстей, так и порывающихся выйти наружу. И иногда эти прорывы, кстати, происходят. Мастера нагнетания атмосферы, Neurosis не заинтересованы, чтобы привычные для них 10–11-минутные композиции имели четко выстроенный песенный каркас. Во всяком случае, любителям припевов и куплетов здесь ловить особенно нечего, а безмолвие имеет одинаковую с животворящим словом силу. Принадлежность же пластинки к хард-року, пусть и очень условная, определяется не столько фактом наличия гитар (которых в любом случае гораздо меньше, чем на предыдущих пластинках), сколько царящим здесь настроением невыносимой тяжести бытия.

Николай КИРЮХИН