GIPSY KINGS
(CD, Nonesuch/Пурпурный легион, 2004, 57:25) Stereo&Video Ноябрь 2004Поп-жанр есть в любом виде музыкального искусства; есть он и во фламенко, музыке испанских (а точнее — андалусийских) цыган, в последние 35 лет получившей чрезвычайно широкое распространение по всему миру — пожалуй, как ни один другой этнический музыкальный стиль европейского происхождения. Ансамблю «Цыганские короли», ведомому братьями Андре и Николасом Рейесами (из 6 остальных участников группы минимум еще двое принадлежат к той же семье, как это часто бывает в цыганских музыкальных кругах), в конце 1980-х выпал значительный коммерческий успех в США и Великобритании, эхо которого тогда докатилось и до наших краев (правда, у наших потребителей музыкальной продукции они тогда почему-то проходили по разряду «латиноамериканской музыки» — возможно, потому, что ради широкого отклика испаноговорящих по всему миру в их тогдашних записях содержалось много латиноамериканского по происхождению материала?). Как бы то ни было, последовавшие полтора десятилетия делали «Королей» все более и более «поп» и все менее и менее «фламенко», пока в нынешнем году замечательный продюсер Крэг Стрит (Нора Джонс, Manhattan Transfer, The Dirty Dozen Brass Band, Кассандра Уилсон, саундтрек «Умницы Уилла Хантинга» и др.) не заставил их (или не позволил им?) сделать решительный поворот к более «корневому» стилю фламенко как таковому. Ну, конечно, это все-таки оказалось flamenco nuevo, насыщенное американизированными гармониями и современными латиноамериканскими влияниями, что как нельзя лучше подчеркивает участие стильного нью-йоркского контрабасиста Грега Коэна (квартет Masada Джона Зорна) и безумного бразильского перкуссиониста Сиро Баптисты. При этом сильно все-таки опопсованное фламенко-нуэво. Но концентрация фламенко в этой записи уже достигла такого градуса, что ничего не знающим об этой музыке людям альбом уже можно ставить в качестве первого шага в ее увлекательный мир. Грубая, сырая, массивная и неотразимо шершавая манера звукозаписи, избранная Крэгом Стритом для этого альбома, только усугубляет это впечатление. Но, правда, для следующего шага по изучению фламенко название Gypsy Kings нужно все-таки срочно забыть и выучить имена Пако Де Лусии, Хорхе Пардо и других подлинных титанов жанра.
Кирилл МОШКОВ