Музыка

VARIOUS ARTISTS

(5xCD, Sony/Universal, 2003) Stereo&Video Ноябрь 2004
VARIOUS ARTISTS}
Жанр: джаз+блюз
Оценка диска: 

Когда в 2001 г. американская общественная телесеть PBS показала стоивший 42 млн. долларов документальный сериал Кена Барнса «Джаз», отклик СМИ и публики был куда продолжительнее и обширнее, нежели когда та же PBS в 2003-м выпустила на экраны спродюсированный Мартином Скорсезе на деньги концерна Volkswagen документальный сериал «Блюз: музыкальное путешествие». И совершенно напрасно. «Блюз» по всем статьям обошел «Джаз» — и в исторической точности, и в представительности подбора музыки, и, в конце концов, в объективности, если это слово вообще применимо к исследованию столь противоречивого, обширного и — в силу социальной маргинальности явления на ранних стадиях его существования — такого временами плохо документированного вида музыки, как блюз. Это касается и аудиоприложений к сериалам. Сделанная для «Блюза» выборка артистов и их произведений куда разнообразнее и объективнее отражает историю жанра, чем в свое время диски, выпущенные по мотивам сериала «Джаз», — историю джаза. В истории блюза никто более или менее значительный не упущен из вида только потому, что его творчество не вписывается в социально-расовые концепции создателей фильма, как это случилось с «Джазом». Создатели «Блюза» признают, что с 60-х годов эту музыку заиграли, и прекрасно заиграли, не только ее создатели — афроамериканцы, но и белые, причем — и в этом нет ничего удивительного — не только американцы! Конечно, на самых первых дисках из пятидисковой коллекции, в которой каждый значительный музыкант представлен одной, максимум двумя композициями, фигурируют «корневые» жанры — от раннего деревенского кантри-блюза, духового оркестра первого блюзового композитора Уильяма Кристофера Хэнди, мистического блюза Дельты, затем танцевального джамп-блюза, оркестрового блюза Канзас-Сити и далее, к послевоенному чикагскому электрическому блюзу, и т.п. Но уже на третьем диске возникает первое белое лицо: среди других блюзменов из Мемфиса появляется Элвис Пресли с роскошной версией «Mystery Train», записанной в самой блюзовой студии США у открывателя блюзовых звезд Сэма Филлипса летом 1954 г. И дальше, в 60-х и тем более 70–80-х гг., составители коллекции весьма уважительно относятся к вкладу в развитие блюза белых американцев (присутствуют и такие далекие в общем-то от непосредственно блюзового сообщества, но оставившие очень яркие образцы блюзового искусства музыканты, как Боб Дилан или Джанис Джоплин, и подлинные белые блюзмены — Джонни Уинтер, Пол Баттерфилд, Стиви Рэй Воэн, Бонни Рэйтт), и британцев (присутствуют Джон Мэйол, Джефф Бекк, Эрик Клэптон и другие гранды). Отмечена и роль, которую в развитии формы и духа блюза сыграли стоявшие в общем-то вне рамок одного жанра великий трубач Луис Армстронг, джазовый бэндлидер Каунт Бэйси (оставивший интереснейшие образцы «блюза Канзас-Сити») или рок-гитарист Джими Хендрикс, удачно представленный великолепным блюзом «Red House» с его дебютного британского альбома «Are You Experienced?». Ну, а «Старая гвардия» — от патриархов вроде Сон Хауза или Биг Билла Брунзи до таких исполинских фигур, как чикагские «гранды» Хаулин Вулф и Мадди Уотерс или выступающие до сих пор звезды блюзовой полистилистики Рэй Чарлз и Би Би Кинг, — представлена очень ярко и выпукло. Приятно, что самые знаковые имена показаны в разные периоды своего творчества. Мадди Уотерс, к слову, поет не только свой коронный «Hoochie Coochie Man», но и менее известную, но не менее ярко характеризующую его позднее творчество «You Can't Lose What You Never Had», тогда как его вечный соперник и антипод Хаулин Вулф не только устрашающе завывает в «Smokestack Lightning», но и дает впечатляющий, почти роковый драйв в «Killing Floor», благодаря гитаристу Хьюберту Самлину ставший моделью гитарной аранжировки для изрядного количества блюз-рокеров более позднего времени. Кстати, и белый блюзовый супергерой Эрик Клэптон здесь заявлен и ранней записью с провозвестником блюзового бума в Британии Джоном Мэйолом, и классической «Have You Ever Loved A Woman» периода работы с Derek & The Dominos. Интересно отображено современное состояние блюза: сохранена линия включения в рамки жанра творчества не только тех молодых (да временами уже и не очень молодых!) музыкантов, которые всецело следуют блюзовой традиции — Кеб Мо, Шемекии Коуплэнд, Сьюзан Тедески, но и тех, кто обращается к блюзовой форме (и, что немаловажно, блюзовому духу!), работая при этом в других жанрах, как-то: джазовая певица Кассандра Уилсон или рок-группа Los Lobos. В результате коллекцию имеет смысл рассматривать и в качестве блестящего введения в жанр, о котором до того знал только понаслышке, и в качестве «сливок» из любимого — если от блюзовых пластинок уже ломятся полки. Нечастое попадание в «десятку».

Кирилл МОШКОВ