Музыка

VARIOUS ARTISTS

(2xCD, Staubgold, 2004, 72:50+74:01) Stereo&Video Ноябрь 2004
VARIOUS ARTISTS}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Дэйвид Туп — известный и уважаемый английский музыкант, журналист и писатель. Он записал 7 сольных альбомов с самой разнообразной музыкой (большинство его работ можно отнести к эмбиенту) и сотрудничал с множеством именитых музыкантов — от Дерека Бейли и Джона Зорна до Принца Фар Ая. Туп писал для таких изданий, как «The Wire», «The Face», «Arena», «Vogue», «Spin», «The Village Voice» и др. Кроме того, у него вышли три получившие широкое признание и переведенные на 6 языков книги: «Rap Attack» (о раннем хип-хопе), «Ocean of Sound» (об эмбиенте) и «Exotica» (об экзотике и world-музыке). Двойной CD «Haunted Weather» составлен Дэйвидом Тупом и представляет собой нечто вроде звуковой иллюстрации к его вышедшей весной 2004 г. новой книге того же названия. В книге рассказывается о том, как новые цифровые технологии повлияли на создание, распространение, хранение и даже восприятие современной музыки. Пластинка предлагает широкую картину современного звукового авангарда, признанным знатоком которого является Туп: от псевдопоп-электроники Autechre и Matmos до тернтейблизма Кристиана Марклея и Отомо Йошихиде, от свободной импровизации Эвана Паркера, Дерека Бейли и Spontaneous Music Ensemble Джона Стивенса до пландерфонии Джона Освальда и полевых записей Джанет Кардифф, Сары Пиблз и Криса Уотсона. Альбом открывает дверь в своего рода параллельную музыкальную вселенную, о существовании которой многие из нас даже и не подозревали, и которая не имеет практически ничего общего с атакующей нас в повседневной жизни со всех сторон мейнстримной поп-музыкой. Треки на CD идут всплошную, и хотя порой довольно трудно понять, как была записана та или иная композиция или чем произведен тот или иной звук, однако спутать между собой записи различных артистов практически невозможно, настолько они разноплановые и своеобразные. Вероятно, кому-то ряд композиций сборника может показаться довольно сложным для восприятия, потому что создавшие эти вещи артисты, стремясь к максимальной свободе выражения, отказались от работы с такими основными элементами музыки, как мелодия и ритм. Однако если вы сможете отбросить свои предубеждения и представления о том, какой должна и какой не должна быть музыка, то вы откроете для себя искусство более живое, изменчивое, спонтанное и незапрограммированное, чем большая часть музыкальной продукции из хит-парадов. Можно спорить, правомерно ли называть музыкой композицию из звуков, издаваемых исландским ледником («Vatnajekull» Криса Уотсона), однако нельзя отказать этой пьесе в способности захватывать слушателя и доставлять ему эстетическое удовольствие.

Владимир НАСОНОВ