Музыка

CM VON HAUSSWOLFF

(CD, Sub Rosa, 2004, 54:18) Stereo&Video Ноябрь 2004
CM VON HAUSSWOLFF}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Стихия шведского художника Карла Микаэля фон Хауссвольффа — концептуальное искусство, и некая специфическая концепция лежит в основе большинства его работ (инсталляций, перформансов, произведений электронной музыки). Одним из его самых известных (и до сих пор действующих) концептуальных проектов является создание в 1991 г. виртуального государства Эльгаланд-Варгаланд, у которого по всему миру — масса посольств и консульств, а физическая территория описывается, как «все границы между существующими государствами и некоторые районы в океане». Эксперименты фон Хауссвольффа в области музыки начались в 80-е годы: используя в качестве инструмента магнитофон, он создавал из фидбэка и найденных звуков сложные гулы, которые служили аккомпанементом к его арт-инсталляциям. В дальнейшем он записывал альбомы (как сольные, так и в составе групп Phauss и Ocsid) для лейблов Radium, Ash International, Table of the Elements, Sub Rosa и Firework Edition, и сотрудничал с такими исполнителями, как The Hafler Trio, Pan Sonic, Збигнев Карковски, Грэм Льюис из Wire и др. В конце 90-х он занимался разработкой двух основных тем — электричество (см. альбом «Strem», Raster-Noton, 2000 г.) и жизнь после смерти (так называемый «феномен электронных голосов» — запись с радио голосов умерших; см. знаменитую компиляцию «The Voices Of The Dead», Sub Rosa, 2002 г.). На новом альбоме под названием «Три перенаселенных города, построенных недальновидными проектировщиками» он продолжает тему, которую начал в 2002 г. своим альбомом «A Lecture on Disturbances in Architecture» («Лекция о беспорядках в архитектуре»). Музыка альбома навеяна впечатлениями фон Хауссвольффа от поездок в Лагос, Токио, Бангкок, Мехико и Чикаго — города, в которых строительство окончательно вышло из-под контроля, которые растут и развиваются как самостоятельные организмы (если не сказать злокачественные опухоли). Однако, как это обычно бывает у фон Хауссвольффа, тема трактуется достаточно формально, это не полевые записи, и никаких напрашивающихся индустриальных шумов, звуков строительства, шума и гудков автомобилей вы тут не услышите. Данная авангардная электронная музыка отнюдь не механистична, в ней нет наводящих скуку бесконечных повторений. Иногда звуки кажутся даже более живыми, чем, например, записи голосов птиц. И хотя для их описания следует употреблять все те же вызывающие уныние слова «гулы» (drones), «щелчки», «свист» и т.д., звучит все это очень свежо и слушается на одном дыхании. Треки по своему звучанию очень разные и выявляют любовь фон Хауссвольффа к крайним частотам — очень высоким и очень низким. Так, например, «Mexico City and Tokyo» предлагает слушателю звуковой пейзаж — грандиозный и величественный, хотя порой и напоминающий гул взлетающих самолетов, от которого дребезжат стекла и посуда. «Bangkok» же, наоборот, начинается с фонового, почти незаметного звука, который постепенно переходит в гул и периодически прерывается высокочастотным свистом и шумами, напоминающими скрип грампластинки или плохо записанный шум дождя. Все вышеописанное распускается посреди гула, как какие-то странные, злокачественные цветы на фоне серого пустыря. Новый альбом шведского мастера — в высшей степени острое переживание, хотя и далеко не для всех.

Владимир НАСОНОВ