Музыка

MAYHEM

(CD, Season of Mist/CD-Maximum, 2004, 44:40) Stereo&Video Ноябрь 2004
MAYHEM}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Mayhem — живые классики. 20-летняя история коллектива получила широкое освещение в прессе, и нет смысла пересказывать ее вновь. Скажем лишь, что в их жизни было все — убийства, самоубийства, поджоги церквей, свиные головы со скотобойни, ожерелья из черепов, каннибализм и ритуальное кровопускание на сцене, лавры отцов-основателей Norsk Arisk Black Metal — «истинного норвежского блэк-металла», в конце концов. В некоторых местах получила распространение теория о том, что рок-н-ролл — дьявольская музыка. Но, пожалуй, только блэк-металл был готов подписаться под ней собственной кровью и нести ответственность за последствия. Ныне Mayhem — уважаемые люди, одна из известнейших у себя в стране музыкальных институций, своего рода торговый брэнд. «Истинности», правда, с тех пор поубавилось. Безумства молодости остались позади, как оказались позабытыми ее идеалы — героическая попытка попрания грубых законов материи, преодоление фетиша социальности, возрождение тех ценностей качества и дифференциации, того смысла метафизической реальности, которым в современном мире противоречит буквально все. Зато годами нарабатывавшийся профессионализм прет теперь изо всех щелей — с этим не поспорит ни один человек, знакомый с последними работами группы. Их предыдущий альбом «Grand Declaration of War» вызвал настоящее размежевание среди поклонников: одни (их, вероятно, большинство) с негодованием отвергли и предали анафеме актуальные эксперименты Mayhem с электроникой и медленными темпами, другие сочли их интересными. Так или иначе, «Chimera» должна была стать возвращением к былому аутентичному звучанию, но с лучшим качеством звука. В общем-то все так и случилось — «Chimera» демонстрирует язвительный, скорострельный блэк с безупречной (хотя и абсолютно лишенной характера) работой всех инструменталистов (в кои веки на блэковом альбоме слышен бас, а уж работа барабанщика просто выше всяких похвал), саунд даже чересчур прозрачен. Но все же какая-то часть прошлого оказалась в принципе нереанимируема. Прекрасно функционирующая боевая машина под названием Mayhem сейчас представляется в гораздо большей степени скалькулированным продуктом, работой голого рассудка, нежели сердца и души. Она лишь имитирует бурю, но лишена внутреннего горения — необходимого элемента любой заслуживающей внимания музыки. Другое слабое место — совершенно безликий вокал Маньяка (где вы, Дэд, Аттила?!), в котором нет ни настоящего эмоционального накала, ни какой-либо глубины, что не добавляет очков пластинке в целом. В своих попытках быть «зловещим» он звучит, по меньшей мере, неубедительно, в худшем — откровенно смешно.

Николай КИРЮХИН