J.S. BACH
Alexey Utkin. Hermitage Chamber Orchestra
(CD/SACD/SACD Surroud, Caro Mitis, 2003, 62:47)
Stereo&Video Декабрь 2004
Исполнение музыки Баха — одна из областей, в которых невероятно сложно создать что-то оригинальное, новое, ценное. Здесь считанное число значительных достижений и много проходных работ. Последние можно разделить на две группы. Одна — неточные, рыхлые в стилевом отношении. В другой — псевдоправильные трактовки, за которыми, кажется, стоит характерная позиция исполнителей: «В этой музыке для меня нет тайн». В подобном случае у внимательного слушателя может возникнуть мысль о вероятности выполнения такой «работы» машиной, компьютером. Избежать этих «рифов и скал» исполнителю удается очень редко. Как свидетельствует данный альбом с записью сочинений для гобоя, Алексею Уткину и Hermitage Chamber Orchestra это удалось. Их прочтение баховских шедевров отличается стройной гармоничностью, виртуозным блеском, вышколенностью ансамбля, отличной «выделкой» сложной полифонической ткани. При этом оно ни на миг не перестает быть живым. Удивительно чутко, умно, пластично ведет сольную линию Уткин. Работа ценна еще и тем, что предлагает новый, научно обоснованный взгляд на творчество лейпцигского кантора. Оказывается, ряд концертов, известных нам как клавирные, скрипичные и т.д., имеют гобойные прототипы — Бах в силу частью установленных, частью предполагаемых причин прибегал к автоплагиату.
Артем АВАТИНЯН