LOS ANGELES GUITAR QUARTET
(CD, Telarc/Пурпурный легион, 2004, 61:17) Stereo&Video Декабрь 2004В последние 20 лет в музыкальной критике — да уже и в музыкальной теории — прочно утвердился термин crossover, «скрещение». Никакого стилистического наполнения оно не имеет: это может быть скрещение рока и фламенко, джаза и фольклора, электроники и авангарда. В данном случае мы имеем дело со «скрещением» классического или, как принято у нас говорить, академического лос-анджелесского гитарного квартета с музыкальными корнями каждого из его участников, каковые корни лежат далеко в стороне от прославившей LAGQ гитарной классики. Билл Кэйненджизер в юности мечтал стать лидер-гитаристом рок-группы Yes, Джон Дирман научился играть на гитаре путем подбора на слух партий кантри-гитариста Чета Аткинса, Эндрю Йорк до увлечения академической гитарой играл бибоп, фьюжн, фанк и даже грандж, а Скотт Теннант серьезно изучал фламенко. И вот, после четверти века успешной академической карьеры, участники LAGQ создают запись, в которой пытаются почтить тех гитаристов из самых разных направлений музыки XX века, что оказали на них влияние. Частично запись состоит из сделанных квартетом аранжировок оригинальных произведений («Icarus» Ральфа Таунера из фьюжн-группы Oregon, «Letter From Home» суперпопулярного джаз-рок-гитариста Пата Мэтини, «Blue Echo/Country Gentleman» кантри-патриарха Чета Аткинса и др.), частично — из посвященных тому или иному гитаристу сочинений, заказанных участниками квартета сторонним композиторам («Pluck, Strumm and Hammer» — посвящение Джими Хендриксу или пьеса «Gypsy Flower», посвященная первой европейской джазовой звезде, цыганскому гитаристу-левше Джанго Райнхардту). Запись, осуществленная в студии А комплекса O'Henry Sound в Лос-Анджелесе, была (как и большинство записей аудиофильского по своей сути и идеологии лейбла Telarc) сделана на цифровую систему Direct Stream Digital (DSD), сэмплирующую на частоте 2,8224 МГц. Несмотря на продвинутость технологии записи, сама работа чрезвычайно консервативна: участники квартета аккуратно рассажены по стереопанораме, звучание сугубо акустическое, никаких слышимых искусственных звуковых пространств, реверберация крайне скромная, и только ряд дополнительных инструментов слегка разнообразит звуковую картинку (да и то не во всех пьесах). Впрочем, для академического гитарного квартета, пусть даже и обращающегося к неакадемическим жанрам, такой здоровый консерватизм вполне естественен и более чем оправдан. Непонятно только, будут ли в восторге от столь радикального ухода в «современку» любители LAGQ как такового и заинтересует ли консервативная сдержанность квартета любителей тех жанров, к которым они в этой работе обращаются.
Кирилл МОШКОВ