Музыка

ZULYA

(CD, UAR, 2004, 44:45) Stereo&Video Декабрь 2004
ZULYA}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Не будет преувеличением сказать, что Зульфия Камалова, более известная под именем Зуля — татарка, родившаяся в Удмуртии и несколько лет как проживающая в Австралии, открыла миру музыкальное наследие этого поволжского региона. До ее появления многие нынешние почитатели не только не слышали татарского фольклора, но даже и не подозревали о существовании такого народа. На ее афишах обычно пишут Тасмания/Австралия — Татарстан/Россия, превращая певицу, таким образом, практически в гражданина мира. Ее песни хранят аутентичные дух и ритмику, однако звучат чуть ли не космополитично в основном за счет разнообразных этнических инструментов (сенегальская кора, арабский уд, греческая бузуки, танзанийская литунгу, варган, калимба, туба, флюгельгорн, табла и многие другие). Но Камалова не слепо заимствует элементы из различных традиций, а пропускает их через себя, свои ощущения, изучая язык или танцуя в этноансамблях. Дебютный альбом назывался «Journey Of Voice» («Путешествие голоса») и включал в себя русские, французские, индийские, цыганские, португальские, ирландские песни. И хотя он был очень тепло встречен и прессой, и публикой, истинным прорывом стал «Aloukie» («Алюки»), принесший Зуле две австралийские премии в номинации «world music». Название позаимствовано у татарского поэта Габдуллая Тукая. У слова нет точного перевода, оно символизирует нежную и пронзительную песню, тоску по родине. Активно используя необычный арсенал инструментов, Зуля представила собственную трактовку исконных татарских песен, на которых выросла. «Elusive» стал следующим шагом в самореализации певицы. На этот раз она записала двенадцать композиций собственного сочинения, построив их на смешении татарской пентатоники с колоритами всевозможных музыкальных культур — от монгольской до сербской. По сравнению с «Aloukie» пластинка вышла более интимной, доминанта традиций ослабела, выпустив на первый план автора, а не рассказчика. Порой фолк-исполнитель может превратиться в заложника своих корней, любое движение в сторону неминуемо обнажит отсутствие самостоятельности, собственного лица и личной свободы. К счастью, Зуля умело сочетает национальные источники и воспоминания детства со своими предпочтениями в музыке и демонстрирует полноценную работу зрелого и очень интересного артиста.

Анна ПЕТРОВА