DEEP PURPLE
(CD, EMI, 2004, 72:05) Stereo&Video Декабрь 2004Последняя великая работа группы в 70-е. Есть даже основания считать — последняя великая работа всей их карьеры. Певец Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер к тому времени покинули коллектив, и на их места были рекрутированы новый вокалист Дэвид Кавердейл (хотя первоначально Блэкмор благоволил таким фигурам, как Фил Лайнотт из Thin Lizzy и Пол Роджерз из Free) и поющий басист Гленн Хьюз. Нездоровая обстановка в группе накануне записи предыдущего альбома «Who Do We Think We Are» (1973) наложила отпечаток на качество вошедшего в него материала. В этом смысле «Burn» (1974) производит впечатление глотка свежего воздуха после продолжительного кислородного голодания. Интересно то, что Кавердейл, будучи горячим поклонником блюза и соула, не только привнес в Deep Purple элемент, который у них находился в явном дефиците, но заставил его работать на общую идею. В результате мы имеем альбом классического хард-рока, в котором очень трудно отыскать какие-либо недостатки, зато достоинства — сплошь очевидны. При этом ни о каком повторении прошлых заслуг речи не шло — имело место развитие саунда Deep Purple. Пение Хьюза, разделившего обязанности исполнителя лид-вокальных партий с Кавердейлом, отличается от кавердейловского характерной способностью брать высокие ноты, поэтому они не столько соревнуются, сколько удачно дополняют друг друга. Исполненная блюзового чувства «Mistreated» — единственная вещь на всем пространстве альбома, сдюженная Кавердейлом без участия напарника, и также — одна из ключевых композиций. Не будет большим риском предположить, что все творчество группы Whitesnake выросло из этой монументальной пьесы, все эти грустные придыхания и вязкие гитары. Инструменталисты Deep Purple находятся на пике формы и демонстрируют практически безграничные возможности, тогда как соло Блэкмора вошли во все мыслимые учебники гитарного мастерства. Нынешнее переиздание приурочено к 30-ой годовщине со дня выхода оригинального альбома. Оно представлено в ремастированном виде и включает пять невыпускавшихся треков: ремикс фанкового инструментала «Coronarias Redig» плюс новейшие цифровые ремиксы «Burn», «Mistreated» и др., максимально близкие оригинальным мастер-тейпам. При всей спорности их включения они послужат дополнительным стимулом обратить внимание на этот кусок рок-н-ролльной истории, как и насыщенное редкими фотографиями содержимое буклета.
Николай КИРЮХИН