xalat
29.05.05 20:54
Доработка акустики JBL
Вдохновившись идеями о доработке акустики, я решил применить их к своим Е-60. Впринципе, эта акустика меня вполне устривает, но появились некоторые вопросики к ней, а именно плохая микродинамика, т.е. способность внятно воспроизводить тихие моменты композиции, а не вуалировать их. Конечно, многие сейчас скажут, мол, проще её продать и купить акустику за килобакс, но я заверю - не проще. Проще, интереснее, а главное дешевле, доработать своими руками.
Конструкция до переделки.
В процессе, мной было выявлено, что внутренняя проводка выполнена дешевым ( не акустическим ) кабелем, причем сечением не более 0,75 кв. К динамикам и входным клеммам провода крепятся на клипсах - это уже совсем свинство, со стороны JBL. Плата кроссовера крепится на заднюю стенку. Фильтры собраны на неполярных электролитических кондерах ELYTONE, катушки индуктивности - с сердечником. Схему кроссовера срисовал, кому надо - могу выслать. Между правой и левой стенкой ящика - распорка. Из звукопоглотителей внутри только 2 куска минеральной ваты размерами примерно 25 см на 1 метр. Звукопоглотитель был просто уложен, т.е. совсем не закреплен. СЧ головка - в персональном пластиковом в боксе. Бокс заполнен ватой. Все головки безимянные. Не понравилась мне ВЧ пищалка - маленькая такая, легенькая - тщедушная. Не удивительно, что она часто горит. Я вспомнил нашу отечественную купольную головку от акустики кливер - так она весила наверное с килограмм и там был не магнит, а магнитище, а это просто недоразумение, а не головка. Передняя панель - 20 мм МДФ плита, остальное - ДСП. Драйверы прикручиваются прямо к лицевой панели без намёка на прокладки, это же касается и клеммника.
Что сделано.
Вся начинка ящика была полностью удалена. Все стыки панелей были промазаны силиконовым автогерметиком. Следующий этап загушение корпуса, для чего на авторынке был куплен рулон 1м х 1,5м материала БИТОПЛАСТ 10. Это самоклеящийся
виброзвукопоглощающий материал толщиной 10 мм. Похож на пропитанный поролон, хорошо прилипает к любой поверхности. Все внутренние поверхности ящика были проклеены этим материалом. На лицевую панель, к сожалению, материала не хватило, а хорошо было бы проклеить и её. Безобразные штатные провода были заменены на недорогой акустический Belsis, сечением 2,5 кв.мм. Провода припаивались непосредственно к плате кроссовера, к клеммнику, а на последнем этапе - прямо к клеммам головок. Провода монтировались согласно направленности кабеля (по стрелочке) от клеммника к головкам. Этот принцип сохранялся и не был нарушен ни разу. После, кроссовер был закручен на заднюю панель прямо через битопласт. Штатные звукопоглотители (вата) были возвращены на свои места. На последнем этапе - сборка, припаиваем провода к головкам и закручиваем головки на место.
Что не сделано.
Хорошо было бы: проклеить битопластом лицевую панель, поэкспериментировать с количеством звукопоглотителя в колонке (добавлять/убавлять синтепон), заменить электролиты кроссовера на полипропилен того же номинала, и обязательно надо посадить клеммник и динамики на герметик. Я этого не сделал только потому, что знаю, что буду еще её разбирать.
Слушаем.
Первое, что бросилось в уши это более эмоциональное, трогательное звучание. Появилось много мелких деталей, которые ранее были завуалированы. Т.е. микродинамика заметно улучшилась. Середина стала звучать глубже, я бы сказал красивее. Многие знакомые композиции зазвучали совсем не привычно, по другому, но я бы сказал, что так более правильно. Бас стал еще более быстрым, а верхи стали чище. Они по прежнему звенят (за что их многие и не любят), но они заметно очистились. Но в основном изменения коснулись СЧ диапазона.
Цена вопроса.
Материал Битопласт - 350р/1 кв.метр, провод Belsis - 38 р/метр. Кто думает что проводов в аустике "мало" рассказываю - ушло от 4 до 5 метров парного провода.
Выводы.
Помоему овчина стоит выделки. Акустика недорогая, хорошо поддается переделке и не замедлит отблагодарить вас положительным результатом.
Конструкция до переделки.
В процессе, мной было выявлено, что внутренняя проводка выполнена дешевым ( не акустическим ) кабелем, причем сечением не более 0,75 кв. К динамикам и входным клеммам провода крепятся на клипсах - это уже совсем свинство, со стороны JBL. Плата кроссовера крепится на заднюю стенку. Фильтры собраны на неполярных электролитических кондерах ELYTONE, катушки индуктивности - с сердечником. Схему кроссовера срисовал, кому надо - могу выслать. Между правой и левой стенкой ящика - распорка. Из звукопоглотителей внутри только 2 куска минеральной ваты размерами примерно 25 см на 1 метр. Звукопоглотитель был просто уложен, т.е. совсем не закреплен. СЧ головка - в персональном пластиковом в боксе. Бокс заполнен ватой. Все головки безимянные. Не понравилась мне ВЧ пищалка - маленькая такая, легенькая - тщедушная. Не удивительно, что она часто горит. Я вспомнил нашу отечественную купольную головку от акустики кливер - так она весила наверное с килограмм и там был не магнит, а магнитище, а это просто недоразумение, а не головка. Передняя панель - 20 мм МДФ плита, остальное - ДСП. Драйверы прикручиваются прямо к лицевой панели без намёка на прокладки, это же касается и клеммника.
Что сделано.
Вся начинка ящика была полностью удалена. Все стыки панелей были промазаны силиконовым автогерметиком. Следующий этап загушение корпуса, для чего на авторынке был куплен рулон 1м х 1,5м материала БИТОПЛАСТ 10. Это самоклеящийся
виброзвукопоглощающий материал толщиной 10 мм. Похож на пропитанный поролон, хорошо прилипает к любой поверхности. Все внутренние поверхности ящика были проклеены этим материалом. На лицевую панель, к сожалению, материала не хватило, а хорошо было бы проклеить и её. Безобразные штатные провода были заменены на недорогой акустический Belsis, сечением 2,5 кв.мм. Провода припаивались непосредственно к плате кроссовера, к клеммнику, а на последнем этапе - прямо к клеммам головок. Провода монтировались согласно направленности кабеля (по стрелочке) от клеммника к головкам. Этот принцип сохранялся и не был нарушен ни разу. После, кроссовер был закручен на заднюю панель прямо через битопласт. Штатные звукопоглотители (вата) были возвращены на свои места. На последнем этапе - сборка, припаиваем провода к головкам и закручиваем головки на место.
Что не сделано.
Хорошо было бы: проклеить битопластом лицевую панель, поэкспериментировать с количеством звукопоглотителя в колонке (добавлять/убавлять синтепон), заменить электролиты кроссовера на полипропилен того же номинала, и обязательно надо посадить клеммник и динамики на герметик. Я этого не сделал только потому, что знаю, что буду еще её разбирать.
Слушаем.
Первое, что бросилось в уши это более эмоциональное, трогательное звучание. Появилось много мелких деталей, которые ранее были завуалированы. Т.е. микродинамика заметно улучшилась. Середина стала звучать глубже, я бы сказал красивее. Многие знакомые композиции зазвучали совсем не привычно, по другому, но я бы сказал, что так более правильно. Бас стал еще более быстрым, а верхи стали чище. Они по прежнему звенят (за что их многие и не любят), но они заметно очистились. Но в основном изменения коснулись СЧ диапазона.
Цена вопроса.
Материал Битопласт - 350р/1 кв.метр, провод Belsis - 38 р/метр. Кто думает что проводов в аустике "мало" рассказываю - ушло от 4 до 5 метров парного провода.
Выводы.
Помоему овчина стоит выделки. Акустика недорогая, хорошо поддается переделке и не замедлит отблагодарить вас положительным результатом.