Вы знаете, всё это относительно. Может быть эти все рекомендации были даны на основании тестирования сабвуферов в безэховой камере, что резко отличает от тех бытовых, реальных условий в которых будет использоваться сабвуфер.
Не знаю как сабвуферы Velodyne новой серии EQ-MAX, но на например, у меня Velodyne CHT12R, который входит в многоканальную систему в помещении около 35 кв.м. с фронтальной парой B&W DM 603S3. Уровень среза НЧ стоит на 60 Гц, в ресивере чувствительность входа "0", уровень громкости на ресивере около 40 ед. (37-до 45 ед.) это зависит от изначального уровня записи НЧ канала, что желает быть намного лучшим. По этому приходится подстраивать.
- Почему уровень среза НЧ 60Гц?
- Потому что при данной настройке наиболее лучшим (идеальным) образом сочетаются фронтальная пара с сабвуфером, который является продолжением фронта в НЧ области как при прослушивании многоканальной музыки, так и при просмотре фильмов.
- Почему громкость сабвуфера выставлена около 40 ед.?
- Потому, что это та оптимальная громкость при которой очень хорошо ощущаются и НЧ эффекты, так и "воздух", тактильные эффекты когда это требует при просмотре фильмов, между которыми получается, как бы, оптимальный баланс. Если громкость уменьшить, то будет недостаток тактильных эффектов, меньше ощущаться (или вообще не будет) "движение воздуха", что отрицательно сказывается в недополучении эмоций. Если увеличить громкость, то НЧ будут доминировать и получается дисбаланс всей звуковой картины со смещением в НЧ область. По-этому, для моего помещения, это идеальный вариант.
Вообще-то, усилитель берут с расчётом того что он будет работать не более чем на 1/2 своей мощности, т.к. после 50% уже начинают заметны искажения которые значительно увеличиваются с увеличением мощности. Но это не панацея и не у всех усилителей так. В сабвуферах Velodyne эту мощность можно увеличивать до 90% и искажения не будут сильно заметны, усилитель отлично контролирует динамик сабвуфера. Но, очень сильно зависит от качества записи самой НЧ дорожки, что желает намного лучшего (кривые в основном, наши дублированные фильмы или особенно с закадровым переводом).Что было неоднократно проверено.
Для комнат до 21 кв.м. отлично подходят сабвуферы Velodyne СНТ-8", для 16-30 кв.м. Velodyne СНТ 10" для 25-45 кв.м. Velodyne СНТ 12"...Это с учётом того, что как при просмотре фильмов, так как в данных вариантах можно отлично согласовать сабвуфер с фронтом что бы был баланс между НЧ которые воспроизводят "тактильную чувствительность" и обычный бас.
Если использовать 2-а сабвуфера, то может оно и для музыки будет лучше и всё это будет зависить от фронтальной пары, как она воспроизводит НЧ, от чего будет зависить и частота среза сабвуфера. Но, в то-же время нужно будет установить и громкость сабвуферов. А для того что-бы можно было бы услышать все нюансы музыки которые есть в НЧ области, нужно соответствующе выставить и громкость, т.к. при низкой громкости (мощности) сабвуфер может и не воспроизвести эти все нюансы (их можно и не расслышать), а при увеличении громкости (мощности), с учётом того что работать будут 2-а сабвуфера, может произойти так, что получиться дисбаланс в НЧ область и может "давить на уши" вызывая дискомфорт. Получается как бы палка о двух концах. По-этому многие и не любят сабвуферы в стереосистемах и считают их "костылём" в НЧ области, по-этому многие и являются приверженцами грамотно и качественно сконструированной акустики и критически относятся к использованию сабвуфера. Ведь сабвуфер нужно ещё и согласовать с фронтом, что бы он был продолжением в НЧ области при любом уровне громкости. А для этого, нужно что бы сабвуфер немного помогал фронту, например установив частоту среза НЧ на 60-40 Гц.
По-этому, все эти приведённые вами ссылки на расчёты, имеют относительное значение для разных сабвуферов по своему, да и использовании 2-ух сабвуферов в кино, может быть не всегда оправданным, т.к. я говорил выше - если будет небольшая громкость - то НЧ от 2-ух сабов будет много, но не так глубоко что бы реально ощущать тактильную чувствительность и перемещение воздуха, а увеличив громкость - сразу будет дисбаланс в сторону НЧ (а это большая часть фильма).
Многие считают, что чем больше сабвуфер - тем лучше. Но это не так. Сабвуфер нужно подбирать с учётом помещения, т.к. для воспроизведения тактильных эффектов сабвуферу нужна определённая мощность, но в маленьких помещениях, при увеличении мощности (громкости) сабвуфера до уровня чувства тактильных эффектов, будет дисбаланс в НЧ области и будет ощущения что "на уши давит" вызванное НЧ, так что вызывает резкий дискомфорт. Точно так-же, как и в обычной акустике - что бы ясно слышать все нюансы музыки, нужно определённая громкость, а при небольшой громкости нюансы могут быть и не слышны со всеми вытекающими от сюда моментами.