Денис Филов

28.01.11 12:33
Модернизация серийных акустических систем Yamaha NS-515F.
Модернизация серийных акустических систем Yamaha NS-515F.
Назначение данного повествования: поделиться с любителями Hi-Fi собственным опытом начальной доводки серийных АС в домашних условиях.
Итак, имеем АС выпуска 2002-2006 годов Yamaha NS-515F (стоимостью 800-900$):
чувствительность 90,0 дБ; мощность 100-300 Вт; частотный диапазон 40-50000 Гц (на уровне -10дБ); количество полос 2,5; частота раздела фильтров 0,5/3,0 кГц; номинальное входное сопротивление 6 Ом; драйверы: две 160-мм НЧ/CЧ - головки с полимерными диффузорами, твитер с 30-мм алюминиевым куполом; тип акустического оформления: фазоинвертор.
Цели модернизации: убрать излишнюю “яркость” и ”звонкость” звука. Повысить комфортность звучания.
Разбор и осмотр колонок показал следующее.
Достоинства:
1. Кабель внутренней проводки ALR Jordan 2,5 мм2.
2. Внутренние соединения кабеля с динамиками и акустическими терминалами выполнено с помощью клемм (очень тугих).
3. Под динамиками стоят резиновые уплотнители.
4. Внутри на боковых стенках стоят вертикальные рёбра жёсткости и 1 горизонтальная распорка.
5. Крыша изнутри заглушена войлоком.
6. Фильтры 2-го порядка выполнены объёмно-навесным монтажом на деревянной платформе.
Недостатки:
1. Материал корпуса ДСП примерно 15 мм.
2. Внутренняя поверхность заглушена синдипоном не полностью: дальняя половина боковой стенки за ребром жесткости заглушена синдипоном, а ближняя нет.
3. Горизонтальная распорка, передняя и задняя стенки изнутри не покрыты синдипоном.
4. В цепи фильтров АС применены следующие конденсаторы: последовательно с твитером стоит MKT 4,7 мкФ 100В ”no name”, параллельно СЧ и НЧ стоят 2 электролитических 6,8 мкФ 100В ”no name”.
5. Дроссели установленны следующие: 0,4 мГн без сердечника стоит параллельно ВЧ динамику, а 2 мГн и 4,5 мГн с сердечниками стоят последовательно СЧ и НЧ динамикам соответственно.
Поскольку опытом модернизации АС не располагали, то начали сбор информации на эту тему.
В фирме, где планировали приобрести комплектующие для замены элементов кроссовера, у консультанта получили следующие рекомендации, за что ему благодарны:
1. Катушки индуктивности оставить как есть, только разнести их подальше и развернуть их оси перпендикулярно.
2. В ФВЧ заменить конденсатор на самый качественный, например Mundorf MCap Supreme.
3. В ФСЧ и ФНЧ заменить электролиты на плёночные, но не дорогие, для начала взяли Jantzen Cross Cap.
Нашли информацию в интернете о характере звучания разных конденсаторов.
Изучили рекомендации по этой теме А. Клячина на его форуме: очень полезные и содержательные, отдельные нюансы более никем не освещены, кроме как им. За что ему отдельное ”большое спасибо”.
Изучили внутренне строение АС соседних ценовых категорий фирмы Yamaha: Soavo 1 и NS-555, чтобы понять: на чём производитель предпочитает экономить.
После сбора информации, анализа и приобретения необходимых элементов фильтров, приступили к работе.
Изготовили для кроссовера новую платформу из фанеры. После макетирования сделали отверстия для крепления к корпусу, для акустических кабелей и для стяжек.
Разместили на ней дроссели, как нам рекомендовали, приклеили их клеем и притянули стяжками. Вставили акустические кабели в отверстия, припаяли к дросселям и приклеили их. Припаяли и приклеили конденсаторы, зажали их стяжками.
Первоначально применили в ФВЧ конденсаторы Audiocap PPMF 5 мкФ, а в ФСЧ и ФНЧ Jantzen Cross Cap 6,8 мкФ.
Пробное прослушивание выявило слишком звонкий звук, даже более чем был.
После этого для ФВЧ был приобретён Mundorf MCap Supreme 4,7 мкФ у дилера питерской фирмы Г. Крылова.
Применили конденсаторы следующим образом:
ФВЧ Mundorf MCap Supreme 4,7 мкФ;
ФСЧ Audiocap PPMF 5 мкФ + 2 мкФ;
ФНЧ Jantzen Cross Cap 6,8 мкФ.
Полученные номиналы соответствовали схеме с допустимой погрешностью. Блоки фильтров установили в корпус.
После достаточно долгого прогрева конденсаторов сделали прослушивание. Звучание стало более объёмным, масштабным и комфортным. Звук не липнет к колонкам, их как бы нет. Но лёгкое подчёркивание сибилянтов на отдельных записях присутствует.
В завершение работ заглушили синдипоном ближнюю половину боковой стенки и горизонтальную распорку.
В результате лёгкий подчерк сибилянтов ушёл.
Результатом работы довольны. Ушла излишняя яркость АС. Стало слышно больше деталей, но это не отвлекает от музыки, а обогащает её. Даёт больше нюансов, оттенков и удовольствия при прослушивании. Позволяет открывать новое в знакомых записях.
Если можно так выразиться, то прирост качества звучания около 20-25%. Материалы приобретены на сумму примерно 4500 рублей (150$).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Современные производители АС экономят на всём, чем могут, даже в ущерб качеству конечного продукта. Поэтому, затратив немного средств и времени, можно получить от
их акустики больше чем предполагалось, и “настроить под себя”. Теперь я понимаю и согласен с Борисом Марииным и другими товарищами, кто предпочитает доводить серийную Hi-Fi технику.
Назначение данного повествования: поделиться с любителями Hi-Fi собственным опытом начальной доводки серийных АС в домашних условиях.
Итак, имеем АС выпуска 2002-2006 годов Yamaha NS-515F (стоимостью 800-900$):
чувствительность 90,0 дБ; мощность 100-300 Вт; частотный диапазон 40-50000 Гц (на уровне -10дБ); количество полос 2,5; частота раздела фильтров 0,5/3,0 кГц; номинальное входное сопротивление 6 Ом; драйверы: две 160-мм НЧ/CЧ - головки с полимерными диффузорами, твитер с 30-мм алюминиевым куполом; тип акустического оформления: фазоинвертор.
Цели модернизации: убрать излишнюю “яркость” и ”звонкость” звука. Повысить комфортность звучания.
Разбор и осмотр колонок показал следующее.
Достоинства:
1. Кабель внутренней проводки ALR Jordan 2,5 мм2.
2. Внутренние соединения кабеля с динамиками и акустическими терминалами выполнено с помощью клемм (очень тугих).
3. Под динамиками стоят резиновые уплотнители.
4. Внутри на боковых стенках стоят вертикальные рёбра жёсткости и 1 горизонтальная распорка.
5. Крыша изнутри заглушена войлоком.
6. Фильтры 2-го порядка выполнены объёмно-навесным монтажом на деревянной платформе.
Недостатки:
1. Материал корпуса ДСП примерно 15 мм.
2. Внутренняя поверхность заглушена синдипоном не полностью: дальняя половина боковой стенки за ребром жесткости заглушена синдипоном, а ближняя нет.
3. Горизонтальная распорка, передняя и задняя стенки изнутри не покрыты синдипоном.
4. В цепи фильтров АС применены следующие конденсаторы: последовательно с твитером стоит MKT 4,7 мкФ 100В ”no name”, параллельно СЧ и НЧ стоят 2 электролитических 6,8 мкФ 100В ”no name”.
5. Дроссели установленны следующие: 0,4 мГн без сердечника стоит параллельно ВЧ динамику, а 2 мГн и 4,5 мГн с сердечниками стоят последовательно СЧ и НЧ динамикам соответственно.
Поскольку опытом модернизации АС не располагали, то начали сбор информации на эту тему.
В фирме, где планировали приобрести комплектующие для замены элементов кроссовера, у консультанта получили следующие рекомендации, за что ему благодарны:
1. Катушки индуктивности оставить как есть, только разнести их подальше и развернуть их оси перпендикулярно.
2. В ФВЧ заменить конденсатор на самый качественный, например Mundorf MCap Supreme.
3. В ФСЧ и ФНЧ заменить электролиты на плёночные, но не дорогие, для начала взяли Jantzen Cross Cap.
Нашли информацию в интернете о характере звучания разных конденсаторов.
Изучили рекомендации по этой теме А. Клячина на его форуме: очень полезные и содержательные, отдельные нюансы более никем не освещены, кроме как им. За что ему отдельное ”большое спасибо”.
Изучили внутренне строение АС соседних ценовых категорий фирмы Yamaha: Soavo 1 и NS-555, чтобы понять: на чём производитель предпочитает экономить.
После сбора информации, анализа и приобретения необходимых элементов фильтров, приступили к работе.
Изготовили для кроссовера новую платформу из фанеры. После макетирования сделали отверстия для крепления к корпусу, для акустических кабелей и для стяжек.
Разместили на ней дроссели, как нам рекомендовали, приклеили их клеем и притянули стяжками. Вставили акустические кабели в отверстия, припаяли к дросселям и приклеили их. Припаяли и приклеили конденсаторы, зажали их стяжками.
Первоначально применили в ФВЧ конденсаторы Audiocap PPMF 5 мкФ, а в ФСЧ и ФНЧ Jantzen Cross Cap 6,8 мкФ.
Пробное прослушивание выявило слишком звонкий звук, даже более чем был.
После этого для ФВЧ был приобретён Mundorf MCap Supreme 4,7 мкФ у дилера питерской фирмы Г. Крылова.
Применили конденсаторы следующим образом:
ФВЧ Mundorf MCap Supreme 4,7 мкФ;
ФСЧ Audiocap PPMF 5 мкФ + 2 мкФ;
ФНЧ Jantzen Cross Cap 6,8 мкФ.
Полученные номиналы соответствовали схеме с допустимой погрешностью. Блоки фильтров установили в корпус.
После достаточно долгого прогрева конденсаторов сделали прослушивание. Звучание стало более объёмным, масштабным и комфортным. Звук не липнет к колонкам, их как бы нет. Но лёгкое подчёркивание сибилянтов на отдельных записях присутствует.
В завершение работ заглушили синдипоном ближнюю половину боковой стенки и горизонтальную распорку.
В результате лёгкий подчерк сибилянтов ушёл.
Результатом работы довольны. Ушла излишняя яркость АС. Стало слышно больше деталей, но это не отвлекает от музыки, а обогащает её. Даёт больше нюансов, оттенков и удовольствия при прослушивании. Позволяет открывать новое в знакомых записях.
Если можно так выразиться, то прирост качества звучания около 20-25%. Материалы приобретены на сумму примерно 4500 рублей (150$).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Современные производители АС экономят на всём, чем могут, даже в ущерб качеству конечного продукта. Поэтому, затратив немного средств и времени, можно получить от
их акустики больше чем предполагалось, и “настроить под себя”. Теперь я понимаю и согласен с Борисом Марииным и другими товарищами, кто предпочитает доводить серийную Hi-Fi технику.