Форум
Hi-Fi & High End (Электроника)

Фонокорректор и предварительный усилитель

Фонокорректор и предварительный усилитель

В результате долгих размышлений, основанных на советах и недостаточности денежных средств, у меня сформировался вот такой тракт для прослушивания винила:
виниловый проигрыватель Technics SL BD-20 c головкой Ortofon OMP-10;
фонокорректор Pro-Ject Tube Box SE II;
Ламповый усилитель LUXMAN MQ-70 - 1978г., 2х45Вт(8 Ом),выходные лампы 6СА7(EL34);
АС luxman MS-412 (Чувствительность акустики 96 Дб, бумажные динамики с подвесами из пропитаной ткани).
Теперь стоит вопрос о приобретении предварительного усилителя, тоже, видимо, лампового, в той же ценовой категории.
Что посоветуете, господа ?
И ещё такой вопрос: "Надо ли предварительный усилитель всовывать между фонокорректором и оконечником, или при его наличии фонокорректор вообще не нужен ?"
Я не технарь, поэтому сразу приношу ивинения за возможно не корректно поставленные вопросы и расчитываю на снисходительность со стороны профессионалов.
Буду весьма признателен за дельный совет.

Если у предварительного усилка есть специальные входы "Phono MM" или "МС",
а может и то и другое, то внешний фонокорректор можно не применять.

Но если у предварительного усилка только линейные входы, то без внешнего фонокорректора просто не обойтись.

А при описанном составе системы (т.е. кроме проигрывателя винила, никаких других «источников» прослушивать не имеется в виду) для чего нужен будет предварительный усилитель?

Имеющийся фонокорректор (он и для ММ, и для МС) должен обеспечить необходимое напряжение звукового сигнала для работы мощника LUXMAN MQ-70.

А регулятор громкости у LUXMAN MQ-70 где? Если это мощник, то как без преда?

Re:

CD-DA писал(а):
А регулятор громкости у LUXMAN MQ-70 где? Если это мощник, то как без преда?

Да, по фото, у него его нет. Тогда достаточно простейшего пассивного аттенюатора (делителя), на одном сдвоенном потенциометре.

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
CD-DA писал(а):
А регулятор громкости у LUXMAN MQ-70 где? Если это мощник, то как без преда?

Да, по фото, у него его нет. Тогда достаточно простейшего пассивного аттенюатора (делителя), на одном сдвоенном потенциометре.


Регуляторы громкости у LUXMAN MQ-70 есть - целых два ! По одному на каждый канал. Но громкость с их помощью регулируется не плавно, а порогами, скачкообразно. То есть невозможно сделать чуть тише или чуть громче. Даже на минимуме громкости может быть многовато - в зависимости от времени суток. К тому же у LUXMAN MQ-70 нет регуляторов ВЧ и НЧ частот.
В этой связи прошу Вас посоветовать мне какие то конкретные модели предов. Что бы было понятно, в какую сторону вообще смотреть. Может какие то модели категорически не рекомендуются для подобной связки и наоборот:

виниловый проигрыватель Technics SL BD-20 c головкой Ortofon OMP-10;
фонокорректор Pro-Ject Tube Box SE II;
Ламповый усилитель LUXMAN MQ-70 - 1978г., 2х45Вт(8 Ом),выходные лампы 6СА7(EL34);
АС luxman MS-412 (Чувствительность акустики 96 Дб, бумажные динамики с подвесами из пропитаной ткани).

Re:

Impressario писал(а):

Регуляторы громкости у LUXMAN MQ-70 есть - целых два ! По одному на каждый канал. Но громкость с их помощью регулируется не плавно, а порогами, скачкообразно. То есть невозможно сделать чуть тише или чуть громче. Даже на минимуме громкости может быть многовато - в зависимости от времени суток.

Тогда всё равно может быть достаточно простейшего пассивного аттенюатора (делителя), на одном сдвоенном потенциометре, между фонокорректором и мощником.
Impressario писал(а):

К тому же у LUXMAN MQ-70 нет регуляторов ВЧ и НЧ частот.

Ну, это естественно.

Приобретённый предусилитель, конечно, предоставляет массу возможностей - и возможность коммутации нескольких «источников», и плавную регулировку громкости, и регулятор стереобаланса, и регуляторы ВЧ и НЧ, в каких-то моделях – и «тонкомпенсацию» («loudness»), и один или два «разрыва», каждый из которых – это две пары гнёзд для подключения «звуковых процессоров» - звуковой платы компа, магнитофона со «сквозным трактом», эквалайзеров, ревербераторов, компрессоров, иногда – ступенчатый аттенюатор громкости (обычно на 20 дБ) и т.д. Но «полновесный» пред имеет и встроенный в него фонокорректор (в каких-то моделях – для ММ, в каких-то – и для ММ, и для МС), а деньги на него Вы уже потратили отдельно.

Но если уж речь зашла о полноценном электрическом управлении спектром, то «регуляторы ВЧ и НЧ» могут служить только дополнительными средствами плавного регулирования. Полные же возможности управления спектром связки «АС -комната» даёт только эквалайзер (для «быта» обычный – графический, для «изыска» - многополосный параметрический, и когда последний многополосный – то нехило дорогой), удовлетворяющий минимальным требованиям. Общие качественные показатели понятны: конечно, исправность; практическое отсутствие шумов и нелинейных искажений, что нередко даже для весьма бюджетных моделей приличных производителей.

Ну а специфические МИНИМАЛЬНЫЕ требования к графическому экву для полноценного управления спектром: не менее 10 полос (больше - лучше для «установочной» эквализации связки «АС -комната»; для оперативного управления 15-20 и более полос неудобны) с нижним движком не выше чем на 31 Гц. Типичная глубина регулировки аппаратных аналоговых эквов +/-12 дБ, что достаточно. Цифровых – больше.
Шум аппаратных аналоговых эквов приличных производителей уже много лет на уровне «-80…-100 дБ», КНИ (в «нулевом» положении движков) – тысячные или, по крайней мере – сотые доли процента.

Re:

[quote="Пафнутий Онучин"]
Impressario писал(а):
Но «полновесный» пред имеет и встроенный в него фонокорректор (в каких-то моделях – для ММ, в каких-то – и для ММ, и для МС), а деньги на него Вы уже потратили отдельно.


Если у "полновесного" преда встроенный фонокорректор будет лучше моего Pro-Ject Tube Box SE II, то придётся его (Pro-Ject) продать.
И объясните, пожалуйста, что такое " простейший пассивный аттенюатор (делитель), на одном сдвоенном потенциометре"? А то я посматриваю в сторону LUXMAN CL-30, может есть другие варианты для моей связки - более бюджетные ?

Re: Фонокорректор и предварительный усилитель

Impressario писал(а):

Ламповый усилитель LUXMAN MQ-70 - 1978г., 2х45Вт(8 Ом),выходные лампы 6СА7(EL34);


Автор, скажите, чем обоснован выбор усилителя LUXMAN MQ-70. Рассматривали ли вы возможность самодельного русского?
Есть желание приобрести лампу, потихоньку изучаю варианты.

Re: Фонокорректор и предварительный усилитель

clash_clash писал(а):
Impressario писал(а):

Ламповый усилитель LUXMAN MQ-70 - 1978г., 2х45Вт(8 Ом),выходные лампы 6СА7(EL34);


Автор, скажите, чем обоснован выбор усилителя LUXMAN MQ-70. Рассматривали ли вы возможность самодельного русского?
Есть желание приобрести лампу, потихоньку изучаю варианты.


Варианты приобретения самодельного русского рассматривались тоже. Чуть было не купил Music Angel. Но в конечном итоге решил брать фирменный винтаж. Я не технарь, и мой выбор произошёл чисто на интуитивном уровне. Это как если бы музыканты играли на самодельных гитарах в самодельные комбики, а не на фендерах, гибсонах и маршалах, причём старых.

У вас очень хороший фонокорректор. У "преда" лучше не будет. Придётся встроенный проигнорировать. И для такой головы (OMP 10) такой корректор - перебор!

Re:

ak-film писал(а):
У вас очень хороший фонокорректор. У "преда" лучше не будет. Придётся встроенный проигнорировать. И для такой головы (OMP 10) такой корректор - перебор!


Ну, вот прямо и не знаю, что делать! Вы говорите "очень хороший, другие его ругают. Если у LUXMAN CL-30 встроенный будет лучше или не хуже, чем Pro-Ject Tube Box SE II, тогда продам Pro-Ject. А если встроенный окажется хуже ? Жаль не могу предварительно послушать - приходится покупать такие вещи доверяясь мнению и советам знающих людей. Что посоветуете ?
А что касается головы (OMP 10), то для моего Technics SL BD-20 не имело смысла ставить более дорогую. Со временем поменяю проигрыватель - опять придётся мучить Вас распросами. icon_biggrin.gif

Impressario писал(а):
…что такое " простейший пассивный аттенюатор (делитель), на одном сдвоенном потенциометре"?

Это что-то такого типа (доступное для изготовления любому электронщику):
http://mysite.verizon.net/vze4c5pt/id2.html
Пассивный делитель в принципе не может выдавать на выход напряжение сигнала больше фактического входного, а только передавать на мощник почти без уменьшения или уменьшать его регулятором громкости.

Есть и фирменные, эстетично выполненные «пассивные преды», с гнёздами для подключения нескольких «источников» и регулятором громкости, разумеется. То есть они, по идее, не повышают поступившего на них напряжения звукового сигнала:
http://www.perreaux.com/products/silhouette/sxp2_-_passive_preamplifier/
(там и страничка «Specifications» небезынтересна).

И те, и другие, разумеется, будут нормально служить, если чувствительность усилителя мощности достаточна или больше достаточной для развития им номинальной мощности на номинальной нагрузке (ну или уж уверенно достаточна для Ваших максимальных запросов по громкости: при высокочувствительных АС (как Ваши, например – 96 дБ), часто в небольшом жилом помещении достаточно лишь небольшой части номинальной мощности усилителя мощности) при подаче напряжения звукового сигнала с любого из «источников». То есть, если усилитель мощности развивает номинальную мощность на номинальной нагрузке при напряжении сигнала на входе, скажем, 1,5 В, то с пассивным делителем номинальную мощность он сможет развить разве что от типичного проигрывателя (с номинальными выходами порядка 1,5…2,5 В), а напряжения сигнала, скажем, от аналогового магнитофона, тюнера или типичного встроенного фонокорректора проигрывателя винила аналоговой эры (с номинальными выходами порядка 0,4…0,7 В) для этого не хватит.

Активный пред (могущий усиливать и выдавать на выход напряжение сигнала в несколько раз больше фактического входного) всё же снимает такую проблему.

Re:

ak-film писал(а):
И для такой головы (OMP 10) такой корректор - перебор!

Impressario писал(а):
А что касается головы (OMP 10), то для моего Technics SL BD-20 не имело смысла ставить более дорогую.

Во-первых, думается, никакого «перебора» в стыковке головки стандартного уровня качества и преда-корректора быть не может Это – независимые компоненты с давно стандартизованными входными-выходными характеристиками и выбор класса фонокорректора зависит (при осознанном подходе) только от возможностей и желания тратить разные суммы денег на них.

Во-вторых, у Вас интересные, на мой взгляд, мерки в подходе к грамстолам, головкам… Как будто эти «Technics SL BD-20», «Ortofon OMP 10» – какие-то отбросы, и поэтому должны стОить один другого… В то время как это компоненты высокого уровня качества. Что, разумеется, нисколько не исключает, при желании потребителя, перехода на более дорогие и специфически иные приборы, например, на грамстолы с другими реализациями привода, на головки с ещё большей гибкостью подвижной системы и иглами более совершенных профилей контакта с канавкой – «суперэллипс», «гиперэллипс», «Fine-Line», «Shibata» и т.д. …

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):

Во-вторых, у Вас интересные, на мой взгляд, мерки в подходе к грамстолам, головкам… Как будто эти «Technics SL BD-20», «Ortofon OMP 10» – какие-то отбросы, и поэтому должны стОить один другого… В то время как это компоненты высокого уровня качества


Вы о чём?
Пусть "высокого уровня качества", но никак (далеко) не высокого класса.

Я, например, не стану (образно) головку за 100$ цеплять к килотысячому корректору. ДА, компоненты должны стоить один другого и выбираться должны соответствующим образом. Иначе получается бред...

У автора темы я вижу только одно - корректор приличного уровня и ультрабюджетный Ortofon OMP10 к нему зацепленный. По поводу «Technics SL BD-20», позвольте добавить, что он выше Pro-Ject "Дебюта" и подобных. Но никак не аппарат высокого класса.

Пафнутий Онучин писал(а):

Что, разумеется, нисколько не исключает, при желании потребителя, перехода на более дорогие и специфически иные приборы, например, на грамстолы с другими реализациями привода, на головки с ещё большей гибкостью подвижной системы и иглами более совершенных профилей контакта с канавкой – «суперэллипс», «гиперэллипс», «Fine-Line», «Shibata» и т.д. …


Здесь всё верно. Только всё должно всегда стыковаться. При переходе со стола на стол, с тонарма на тонарм, с одной ценовой категории на другую.


Impressario
, повторюсь - лично я сомневаюсь, что встроенный в данный "пред" корректор будет лучше. Так что, вероятно, сможете продолжить пользоваться текущим, игнорируя встроенный в Luxman. Вы сами всё услышите, проблемы нет абсолютно.


А если встроенный окажется хуже ? - вот и будете пользоваться отдельным

Ну и помните, что усилители/преды не выбирают по встроенным фонокорректорам icon_smile.gif

Re:


Impressario
, повторюсь - лично я сомневаюсь, что встроенный в данный "пред" корректор будет лучше. Так что, вероятно, сможете продолжить пользоваться текущим, игнорируя встроенный в Luxman. Вы сами всё услышите, проблемы нет абсолютно.



А если встроенный окажется хуже ? - вот и будете пользоваться отдельным

Ну и помните, что усилители/преды не выбирают по встроенным фонокорректорам

Да, что больше понравится, то и буду пользовать. Что же касается выбора по встроенным фонокорректорам, то если это как то влияет на ценообразование, то зачем переплачивать, если оно уже есть ? Может проще в моём случае использовать "что-то такого типа (доступное для изготовления любому электронщику):
http://mysite.verizon.net/vze4c5pt/id2.html" и не париться ?

Вообщем так: Не мучайте себя, если встроенный не понравится, продолжите пользоваться Pro-Ject'ом.

Встроенные фонокорректоры - это с давних времен непременный атрибут предусилителей и интегральников, но у всего есть свой предел.

Re:

ak-film писал(а):
…Только всё должно всегда стыковаться. При переходе со стола на стол, с тонарма на тонарм, с одной ценовой категории на другую.

Моё мнение: обычно это сильно преувеличивается, если не сказать – фетишизируется.
ak-film писал(а):

Я, например, не стану (образно) головку за 100$ цеплять к килотысячному корректору.

Если хотите моё мнение – «толкание» предусилителей-корректоров, узлов, совокупная стоимость деталей в которых составляет десятки долларов (при достижении всех требуемых параметров – усиления и создания «стандартной характеристики воспроизведения»), ну плюс ещё десятки долларов на корпус и сборку – за «килотысячи» есть не что иное как одна из областей «развода» доверчивых или «пальцующихся» «клиентов»…

Явление, остроумно названное на Западе «фактор ювелирки».
Нашедшее одно из наиболее роскошных выражений в «шнурках» за 9800 долларов, реально продававшихся «производителем», «закатанных» в эпоксидку и вот так выглядевших после «вскрытия» (там целая заметка с несколькими образцами такого рода «выскоклассной» продукции, но, к сожалению, ссылка больше не открывается (видимо, удалена «разводчиком»)):



Практически пустые корпуса, залитые эпоксидкой для сокрытия «высоких технологий», и т.д. и т.п. … (из этой заметки):

«Who in their right mind would tear apart a $9800 pair of speaker cables?
Yes it is a real Transparent cable, here is the serial number etched into the upper left hand corner on the bottom of the primary network box
Opening the first end I discovered that it was completely empty! Total jewelry factor here.
I clipped the leads and cut off the blue plastic cup revealing the two leads sticking out of a mass of epoxy.
Once I knifed away the epoxy I found two components, a capacitor measuring 1000 Pico farads and a resistor measuring 31.7 Ohms, to their credit they did use a high quality 1% resistor (meaning that the resistance will vary by only 1% from the stated resistance).
Now for the good part, the big network box! After removing the label and four screws I separated the box and found a cardboard box filled with a different green epoxy with putty used to cover any gaps in the cardboard when the epoxy was poured.»

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):

Если хотите моё мнение – «толкание» предусилителей-корректоров, узлов, совокупная стоимость деталей в которых составляет десятки долларов (при достижении всех требуемых параметров – усиления и создания «стандартной характеристики воспроизведения»), ну плюс ещё десятки долларов на корпус и сборку – за «килотысячи» есть не что иное как одна из областей «развода» доверчивых или «пальцующихся» «клиентов»…

Явление, остроумно названное на Западе «фактор ювелирки»


icon_biggrin.gif

При этом нет такого бюджетного корректора, который бы звучал как иной за несколько тыс. у.е.
То же самое относится ко всем звуковым компонентам,
усилителям, предусилителям, акустике и так далее.
А про себестоимость и дошкольнику понятно.

Так что же выходит они в провод индуктивность зашивали ? laugh.gif
Мда высокие у них технологии для обрезки высоких icon_lol.gif

Re:

ak-film писал(а):

Пафнутий Онучин писал(а):
Явление, остроумно названное на Западе «фактор ювелирки»

При этом нет такого бюджетного корректора, который бы звучал как иной за несколько тыс. у.е.

Здесь я могу только повторить уже высказанное своё мнение: это, как правило, сильно преувеличивается, до степени «религиозной» фетишизации, причём чаще всего не подтверждаемой реальными слепыми сравнительными тестами.
ak-film писал(а):

То же самое относится ко всем звуковым компонентам, усилителям, предусилителям, акустике и так далее.

Ко всем категориям звуковых компонентов – в разной степени. По моему мнению, к высококачественным усилителям мощности, сложным АС, сложным высококачественным механо-электрическим устройствам типа CD, DVD, Blue-Ray – в большей, к предам, эквалайзерам и т.п. – в меньшей, и, как я написал, к предам-корректорам (фонокорректорам) – в особенно меньшей.

А вы думаете производители кабелей поступают по другому? везде развод. Я смотрел схему корректора на наших 6н9 с кенотроном в питании за 5 icon_exclaim.gif тысяч долларов, схема распространенная, все детали стоят баксов 300 вместе с корпусом, а нам за 5000!!!

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
ak-film писал(а):

Пафнутий Онучин писал(а):
Явление, остроумно названное на Западе «фактор ювелирки»

При этом нет такого бюджетного корректора, который бы звучал как иной за несколько тыс. у.е.

Здесь я могу только повторить уже высказанное своё мнение: это, как правило, сильно преувеличивается, до степени «религиозной» фетишизации, причём чаще всего не подтверждаемой реальными слепыми сравнительными тестами.


Не знаю, слышали Вы сами дорогие компоненты или нет, но разница есть однозначная.
Нет никакого "фетишизма", есть разные возможности и РАЗНЫЙ ЗВУК за РАЗНЫЕ ДЕНЬГИ
Это касается ВСЕХ видов компонентов из мира звуковой техники.
Ценовая политика в области Hi-Fi и Hi-End - разговор совершенно отдельный.

И я не вижу здесь дискуссии.
Нужны ли Вам дорогие компоненты и соотв. уровня звук - решать Вам.
Никто не спорит, что многих устраивает и радует бюджетный уровень