Форум
Hi-Fi & High End (Электроника)

О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

вот наткнулся на такую инфу

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшую сторону.

Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для басовых барабанов, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добиться хорошего, густого звука.
Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1 кГц. "Sweep''-эквалайзер, в любом случае, надо настраивать "на слух". Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада ("hi shelving control"). Можно поэкспериментировать с "bell equaliser" (6 кГц - 10 кГц). Чтобы добавить "яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Для исправления этого недостатка можно использовать "sweep''-эквалайзер: область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звучанию гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. По возможности стремитесь избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания яркости голосу, если это необходимо; "bell equaliser" в этом случае вряд ли применим.

У меня на стене висит картина, тоже не все нравится - каких красок купить и как исправить цвета? icon_smile.gif

Re: О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

[quote="pavel24"]вот наткнулся на такую инфу

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшую сторону.

Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для басовых барабанов, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добиться хорошего, густого звука.
Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1 кГц. "Sweep''-эквалайзер, в любом случае, надо настраивать "на слух". Чтобы



добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада ("hi shelving control"). Можно поэкспериментировать с "bell equaliser" (6 кГц - 10 кГц). Чтобы добавить "яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Для исправления этого недостатка можно использовать "sweep''-эквалайзер: область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звучанию гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. По возможности стремитесь избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания яркости голосу, если это необходимо; "bell equaliser" в этом случае вряд ли примени

Что это за аппаратура которая шумит на частоте сети?

Re: О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

pavel24 писал(а):


Что это за аппаратура которая шумит на частоте сети?


Это дрова icon_biggrin.gif



Эквалайзер на нормальной аппаратуре нужен только для любителей "своего-по-милому-искаженного" звука. icon_biggrin.gif

Re: О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

REDDIS писал(а):
Эквалайзер на нормальной аппаратуре нужен только для любителей "своего-по-милому-искаженного" звука. :D

Необычайно "богатая" аргументация! Столь же несокрушимый ответ на это:

"Эквалайзер на нормальной аппаратуре НЕ НУЖЕН только для любителей "своего-по-милому-искаженного" звука."

Тилькка директ!

Re:

Kazandr писал(а):
У меня на стене висит картина, тоже не все нравится - каких красок купить и как исправить цвета? icon_smile.gif


Значит так... Тебе понадобится беличья или каланковая кисть. Если не устраивает краснота, то мажешь гуашью широкими мазками, гдето 30-40 мм. длинной, это добавит картине экспрессии. Часто при нашем освещении желтый цвет слишком выпячивается, его надо заретушить. Наносишь мазки маслянной краской под слоновую кость. Если на картине видны посторонние шумы и акцент смещается на них, то надо подчеркнуть контраст переднего плана, для этого графитом слегка подчеркиваем контуры переднего плана. С зелень и синеву лучше не трогать.

Как-то так... icon_lol.gif icon_lol.gif

Точно, как я и думал, но зелень тронул, теплее получилось icon_smile.gif

Re:

Kazandr писал(а):
Точно, как я и думал, но зелень тронул, теплее получилось icon_smile.gif


Ну вот ... Все... Картина испорчена... Перекрась заново... icon_lol.gif icon_lol.gif

У меня вот тоже проблема... помогите... Я очень люблю плов, в разных ресторанах вкус у него тоже разный... Как сделать так, что еще в плов добавлять, чтобы он был везде такой какой мне нравится?
Предположу ваши ответы, типа, "Добавь говна, вкус везде станет одинаковым".
Примерно тоже самое и с эквалайзером.
Не нравится как звучит АС (вкус плова) не надо их улучшать, меняйте АС (ресторан)..

Всегда был ЗА пур директ, в топку эквалайзеры и онанайзеры - не нравится звук, меняй систему, а извращение с АЧХ выходного сигнала приводит только к тому, что человек уже перестает адекватно воспринимать нормальный тональный строй, ему кажется нормой его переделка (как у меня, например, знакомый настолько сильно опускал середину в роке, что сейчас для него норма - это когда -6дБ на 1КГц, а если по нулям - орет, типа, сильно), а всё остальное - соответственно шлаком. Вот так и рождается это поколение молодых "Микролабов", которые ходят по салонам, просят включить им АС за 1000 баков с усилка за 800 и витоге говорят - "фууу... да мои Solo3 (музыкальный центр, С90 - нужное подчеркнуть) намного лучше звучат!" ппц.
Как один кекс тут на стерео про дешевые напольные свены написал - "переиграют любую акустику до 10000$"... Занавес.

Re: О необходимости эквалайзера в системе, обсудим?

REDDIS писал(а):
pavel24 писал(а):


Что это за аппаратура которая шумит на частоте сети?


Это дрова icon_biggrin.gif



Эквалайзер на нормальной аппаратуре нужен только для любителей "своего-по-милому-искаженного" звука. icon_biggrin.gif

А вам нравится искаженная АЧХ вашей комнаты (с вашей АС вместе естественно) ? Мило ?

ну это уже извращение эквалайзер это для муз.центров средней руки .
icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif

Re:

stereomen писал(а):
ну это уже извращение эквалайзер это для муз.центров средней руки .
icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif icon_evil.gif

К сожалению те эквики, которые в продаже - именно для этого. Или для дешевой проф. аппаратуры, где достоверность звука не имеет значения.
Если бы делали не очень дорогие эквики (особенно параметрические) уровня Хи-Фи, я бы с удовольствием купил. Нивелировать изьяны АЧХ системы акустика-комната с ним конечно проще, хотя и это не идеал.
Всякие Берингеры, это игрушки для сельских клубов.

По реальному использованию Вам поможет Пафнутий Онучин, он приверженец этой концепции. И опыт у него судя по постам серьезный. Правда никому не говорит, что именно он использует и в связке с чем.

Re:

Ale][ писал(а):
ЗА пур директ, в топку эквалайзеры и онанайзеры - не нравится звук, меняй систему, а извращение с АЧХ выходного сигнала... Занавес.

Столь же несокрушимый ответ на эту «аргументацию»:
В топку «пургены» и онандиректы, все всегда ЗА извращение: не нравится звук – меняй квартиру, этаж, дом, район, климатическую зону!! Лучше – страну!

Если пользоваться средствами коррекции дефектов спектра в системе и/или программах по схеме подобных «полемистов»: вспахал бороной, взборонил сохой – то эта излюбленная метода «формулировочек» получаемых результатов, то это – неотразимо, не ново, более того – глубоко знакомо.

И никакие попытки пояснений на форумах того, что роль средств управления спектром на любой стороне канала – что передающей, что приёмной – посильное устранение обусловленных какими-либо свойствами звеньев тракта (в т.ч. АС), акустики помещений, особенностями носителей и т.п. пиков и/или провалов, дефектных спадов или подъёмов спектра, не имели и НЕ будут иметь никакого результата! Ибо ХОЧУ нарочно ссылаться на какие-то порочные приёмы своих друзей (воистину: «скажи мне, кто твой друг – и я скажу…»!), а остальных – в топку! Давно знакомо…
AlexPAP писал(а):
По реальному использованию Вам поможет Пафнутий Онучин, он приверженец этой концепции. И опыт у него судя по постам серьезный.

Спасибо за оценку, но я приверженец не КОНЦЕПЦИИ, а практических результатов, которые много лет даёт мне пользование активными средствами коррекции спектра (ничем не примечательными – пристойными и исправными аппаратами с Кг несколько тысячных % и бесшумными (как и транзисторный интегральник в системе), для моего скромного «постпродакшена» рипленных дисков, скачанных файлов или сделанных с эфира записей - программными, в основном – великолепными модулями редактора «CoolEdit Pro 2»), практически для любых целей. И эти результаты, при желании, доступны всем.

Для контроля всех мыслимых параметров стереосигнала – просто доставляющим эстетическое удовольствие «Steinberg WaveLab»Ом. Посмотреть спектр в реальном времени, как и контролировать вообще все возможные параметры стереосигнала (волновую форму, стереогониометр, «столбиковый» спектрометр, спектроанализатор по огибающей, двойной индикатор уровня (пиковый и интегрирующий, с индикатором стереобаланса, «битметр» - что ещё можно представить себе… И в весьма эстетичном представлении), то скачайте «Steinberg WaveLab v5.01b», можно прямо неактивированную версию: практически все функции контроля, удобный развитой модуль записи и т.п., работают без активации (без активации не будут работать многие функции редактирования); захотите – найдёте и полную эту, и 6-ю, с русификаторами.

Так там любое окно, в т.ч. окно спектроанализатора, можно увеличивать и конфигурировать как угодно. Для файлов с дискретизацией 192 кГц показывает спектр до 96 кГц (как и «Audition» и «Sound Forge»). Вообще все функции контроля настраиваются по всем параметрам так, как Вам надо…

И писать с любого источника в реальном времени в его модуле записи, что с железа, что с сети, мне лично – приятно. Со встроенными прямо в модуль записи двойным индикатором уровня (пиковым и интегрирующим) и стереогониометром.

Его же спектроанализатор (с расширенным до нужной наглядности окном) отлично используется для наблюдения результирующей АЧХ «связки» «АС - помещение» в конкретной точке при снятии АЧХ микрофоном при подаче на АС «белого шума»
AlexPAP писал(а):
Правда никому не говорит, что именно он использует и в связке с чем.

Никаких «связок» не существует, кроме «связки» «громкоговорящая АС - помещение»! Каждый компонент тракта – самостоятельное устройство преобразования, усиления или формирования динамического диапазона электрических сигналов звукового спектра. С давным-давно стандартизованными «стыковочными» параметрами (входные-выходные и нагрузочные сопротивления и рабочие напряжения), а также, естественно, требующие подбора по нагрузочным сопротивлениям, а также мощностям, если речь идёт о компонентах, работающих с мощными электрическими или акустическими (микрофоны) сигналами. А если кто берёт компонент, изготовленный такими «мэтрами», что само лепит «кривые» АЧХ, или «выдаёт» непомерные КНИ, или его входное сопротивление «сажает» выход предыдущего или, наоборот, настолько велико, что не выдаёт ничего «номинального», или компонент такой мощности, что не выдерживает требуемых «хозяином» запросов и хрипит, гудит, цепляет катушкой или рвёт подвесы, а потом начинает песню про то, что «в этой связке это не тянет»… Так это – песни ни о каких не «связках», а о хреновом (-ых) компоненте (-ах)…

Единственное, да и то относительное, исключение – это взаимовлияние УМ и АС: демпфер-фактор УМ несколько влияет на вид АЧХ АС в зоне частоты основного механического резонанса НЧ-головки (головок) АС, при малом акустическом демпфировании головок – сильнее, при большом – меньше. Но это всё элементарно управляется эквалайзерами, более того, именно в «связке» «громкоговорящая АС - помещение» это всё равно никак прогнозироваться не может и во всех случаях (когда слушатель-владелец ЖЕЛАЕТ посильно корректировать это взаимодействие, а не твердить: «Эквалайзеры – в топку! Меняй квартиру!» и т.п. знакомое) всё равно требует настройки по фактическому положению дела в помещении с конкретными АС.

Фактическая изрезанность суммарной АЧХ «связки» «громкоговорящая АС – бытовое помещение» позволяет НЕСКОЛЬКО уменьшить такую изрезанность и посильно относительно выравнять АЧХ такой «связки» для ОДНОЙ точки помещения (обычно «предпочтительного места прослушивания»), а буквально при перемещениях на каждый метр в другое место такая АЧХ всё равно заметно меняется. Так что пользуемся результатами усреднёнными, но при достижении приемлемо выравненной АЧХ «связки» «громкоговорящая АС – бытовое помещение» для одной точки, для других точек АЧХ оказывается весьма благоприятной, без пресловутых «бубнежей», «гудежей» и пр., присущих АС с горбами на 80- 90 Гц или срезами книзу от 60-80 Гц (это – самый типичный случай «рыночных» «потребительских» АС!), «скомпенсированных» «полемистами» подъёмами в усиле на тех же частотах. У меня, например, при приемлемо для меня выравненной АЧХ «связки» «громкоговорящая АС – бытовое помещение», примерно «равновесной» с остальным спектром до 27 Гц (разумеется, с какой-то «змейкой» на АЧХ, а как же) нахождение в ЛЮБОЙ точке комнаты, хоть башкой в углу на диване НЕ приводит ни к какому «гудежу» и/или «бубнению», а к небольшому и мягкому усилению «крайних НЧ», которое, если его не желать, и снимается тем же сдвигом движков 31 и 63 Гц на два-четыре дБ…

Цитата:
Пафнутий Онучин Вы конечно посвоему правы! Но не линейность звукого давления в помещении вызвано тем что на определенных частотах динамик АС взаимодействуя с обьмом оного помещения образуется колебательная система с относительно высокой добротностью. На результирующей АЧХ появляются пики и провалы. Эквалайзером можно только изменить количество закачиваемой энергии в колеьбательную систему и конечно исправить АЧХ, добротность изменить не возможно. Динамик АС на этих и близких частотах, резонансов, ведет себя не предсказуемо, меняется тон звука, смазывается атака, падает тональное разрешение.

Re:

Валерьян писал(а):
…нелинейность звукового давления в помещении вызвано тем что на определенных частотах динамик АС взаимодействуя с объёмом оного помещения образуется колебательная система с относительно высокой добротностью. На результирующей АЧХ появляются пики и провалы.

Сильная изрезанность результирующего ЗД в помещении небольших объёмов, таких как рядовые жилые комнаты, вызвана собственными колебательными свойствами объёмов воздуха с низким поглощением ограждающих поверхностей (набором собственных резонансных частот, различных колебательных мод и т.д.), но не колебательной системой «НЧ-головка-объём» комнаты, т.к. гибкость воздушного объёма комнаты для типичных площадей диффузоров НЧ-головок АС стремится к бесконечности, т.е. к условиям «свободного поля», поэтому не может составить с такой НЧ-головкой практически значимой резонансной системы.
Валерьян писал(а):
… Эквалайзером можно только изменить количество закачиваемой энергии в колебательную систему и конечно исправить АЧХ, добротность изменить не возможно.

Добротность, естественно, посильно меняется мерами акустической обработки помещения (хотя что касается НЧ и особенно – «крайних», наиболее низких НЧ, то возможности бытового потребителя здесь очень малы). А вот то, что эквалайзером как раз изменяется количество энергии, закачиваемой в колебательную систему комнаты, и позволяет уменьшить вредное влияние её свойств! Прогудите голосом в классический резонатор Гельмгольца достаточно громко, и оцените громкость ответного гудения, а потом – тихо-о-хонько – и тоже оцените. Наверное, энергия ответного гудения будет едва заметной. Так и в комнате: чем меньше закачиваете энергии на резонансных частотах, тем она БЫСТРЕЕ И ПОГЛОЩАЕТСЯ существующими в комнате поглотителями.
Валерьян писал(а):
…Динамик АС на этих и близких частотах, резонансов, ведет себя не предсказуемо, меняется тон звука, смазывается атака, падает тональное разрешение.

Если угодно моё мнение – НЧ-динамик ведёт себя так, как определяет его акустическое оформление, т.е. совершенно предсказанно. Способность волн воздуха комнаты управлять НЧ-головкой практически пренебрежимо.

Это одно. А во-вторых, не перестаю удивляться упорным ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ активного электрического управления спектром системы акустической обработке помещения. Перманентный вывод из подобных «обоснований» - если комната неблагоприятно резонирует, не обработана – то ЛУЧШЕ НИЧЕГО, ЧЕМ ЭКВАЛИЗАЦИЯ! Выколю себе глаз – пусть у проклятой тёщи будет зять кривой!

Как будто кто-то, например, я, доказывают, что активное электрическое управление спектром системы должно заменять акустическое демпфирование помещения! Это не взаимоисключающие и даже не конкурирующие, а ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ меры и средства! О чём, в частности, Ваш покорный слуга трындит во всех обсуждениях.