Форум
Акустика

Типы корпусов акустики и материалы для изготовления корпусов

Типы корпусов акустики и материалы для изготовления корпусов

Хотелось бы поговорить о типах акустического оформления акустики и обсудить все их плюсы и минусы, а также поговорить о материалах для изготовления корпусов акустики.

В зависимости от исполнения корпуса акустические системы разделяют на несколько типов по их акустическому оформлению. Первый и наиболее простой вариант – герметично закрытый корпус (или просто - акустика "закрытого типа"). Основным преимуществом данного типа является то, что сама конструкция помогает воспроизводить низкий и качественный бас. До недавнего времени этот вариант считался лучшим. Наиболее распространенными на данный момент являются системы с фазоинвертором, расположенным на передней или на задней стенке акустики. Сам фазоинвертор представляет собой выходное отверстие, соединяющее внутренний объем колонки с внешним миром, и исполняет роль дополнительного пассивного резонатора. Такое несложное решение позволяет немного расширить диапазон воспроизводимых частот.
Помимо двух основных, существует еще множество различных типов акустических оформлений. Например, так называемый "лабиринт", основанный на совместной работе диффузора и образованного внутренними перегородками звуковода. Реже встречается комбинированный тип: фазоинвертор + лабиринт. Также иногда можно встретить акустику с пассивным резонатором, где роль фазоинвертора исполняет специальная мембрана. Основное преимущество данного типа состоит в том, что эту мембрану проще настроить, чем фазоинвертор. Вообще вариантов - огромное множество.

На сегодняшний день самыми распространенными материалами для корпусов являются ДСП (древесно-стружечная плита) и MDF (древесно-волокнистая плита средней плотности). ДСП значительно дешевле MDF, но при этом обладает меньшей жесткостью и хуже гасит средние частоты. Для внешней отделки таких корпусов используется специальная пленка, либо шпон. Иногда можно встретить и более сложные варианты корпусного материала. Например, так называемый "сэндвич", состоящий из двух слоев MDF, разделенных прослойкой, - дорогой, но при этом достаточно надежный способ борьбы с вибрацией. Порой на рынке можно увидеть акустику, корпус которой сделан из фанеры. Этот вариант встречается достаточно редко и имеет свои преимущества и недостатки: довольно-таки неплохое поглощение вибрации и, увы, высокую стоимость. Неоднократно различными компаниями предпринимались попытки создать корпус для акустики из цельного, натурального дерева. Яркий пример тому – акустическая система компании Jean Marais Renault (Жан Маре Рено), корпус которой был выполнен из склеенных кусочков дерева. В итоге получилась очень дорогая система, которая заметно уступала по качеству звучания более дешевым аналогам из ДСП и MDF.
Поэтому сейчас из монолитного дерева никто корпуса уже не делает. Прокоп не в счёт icon_biggrin.gif . В последнее время широкое распространение получили "пластиковые колонки". Это связано с невысокой себестоимостью и простотой производства. Правда, не стоит забывать, что пластик пластику рознь. Обычный пластик позволяет придать акустике изящные формы и только. Качество звучания таких колонок оставляет желать лучшего. Поэтому такие корпуса используются только в самых дешевых системах, где ценовой форм-фактор превалирует над качеством. Для более же дорогой акустики производители разрабатывают специальные сплавы, например, с вкраплениями слюды. Особое внимание обычно уделяется лицевой панели. Она должна быть выполнена только из жесткого и плотного пластика, с использованием различных наполнителей. Все это позволяет погасить вибрацию от средних частот. Не так давно на рынке стала появляться акустика, выполненная из алюминия. Чаще всего она очень дорогая и обладает высоким качеством звучания. Так как резонансная частота определяется скоростью распространения звуковых частот, то высокая плотность и жесткость алюминия тут очень кстати. Прибавить к этому еще и небольшой вес таких колонок, и получится почти идеальная конструкция. Главным недостатком алюминиевых корпусов является излишняя "звонкость". Она-то, собственно, и портит всю картину, пусть и незначительно, но все же искажая общее звучание. Известны случаи создания колонок с корпусом из камня. В итоге получилась одна из самых лучших систем с точки зрения погашения вибрации, так как, естественно, каменные стенки очень жесткие и практически не вибрируют. Общее звучание колонок также было на высоте. Но, к сожалению, "каменная акустика" получалась настолько тяжелой и громоздкой, что так и не нашла своего применения в повседневной жизни. Помимо корпусного материала высокая жесткость также достигается за счет всевозможных внутренних распорок и ребер жесткости. Вариантов внутреннего устройства акустики так много, что систематизировать их и привести к какому-то бы то ни было общему, знаменателю не представляется возможным.

По моему все только могут критиковать бренды не понимая, что и как в акустике происходит при этом все мнят себя умниками, прав наверное Прокоп продавая свои поделки обзывая их HGI-ENDом при непонимании всего процесса вас не составит труда и облапошить, что и делает Прокоп.

Re:

Пан-М1 писал(а):
По моему все только могут критиковать бренды не понимая, что и как в акустике происходит при этом все мнят себя умниками, прав наверное Прокоп продавая свои поделки обзывая их HGI-ENDом при непонимании всего процесса вас не составит труда и облапошить, что и делает Прокоп.
icon_smile.gif Дак... Что обсуждать? У Вас обо всём и о всех "ЗА - ПРОТИВ" изложено. Выбор при приобретении по желанию. А самодельщики и так знают из чего и как делать кабинеты...

Может у кого-то есть другие мнения а также использование разных динамических головок (длинноходных, короткоходных) с разными оформлениями дают разные результаты, да и по материалам не всё однозначнр. У кого какие есть мнения делитесь обсудим, а то только тупые вопросы что с чем играет и стоит ли это столько денег.

Как-то недавно и не помню где видел новую линейку какого-то довольно таки известного производителя с корпусами, выполненными из резины (не понял до конца: резина ли это или какой-нибудь эбонит?)... Неплохо да?

Re:

Пан-М1 писал(а):
Может у кого-то есть другие мнения а также использование разных динамических головок (длинноходных, короткоходных) с разными оформлениями дают разные результаты, да и по материалам не всё однозначнр. У кого какие есть мнения делитесь обсудим, а то только тупые вопросы что с чем играет и стоит ли это столько денег.


"Все уже украдено до нас" (Оп. Ы) icon_smile.gif , все виды оформлений с расчетами и т.п есть в книге Алдошиной и Войшвилло "Высококачественные акустические системы и излучатели", конечно жизнь не стоит на месте, вот сейчас идет ренессанс TQWP и рупорных систем, однако это все разработки 20-30гг прошлого века, однако никакого существенного прорыва в области звуковоспроизведения не происходит, может разве , что построение акустики на основе коаксиалов и триаксиалов что-то продвинет в области звуковоспроизведения...

Всё таки есть продвижения в построении акустических систем, мне например интересен контрапертурный принцип построения акустики, может кто сталкивался с такой акустикой как Bolzano Villetri, вот основные преимущесва такой акустики;
1. Слушатель не привязан к локализованной зоне стерео (или театрального) комфорта. Он может находиться практически в любой точке помещения. Всенаправленность звука гарантирует сколь угодно большую зону комфортного прослушивания.
2. От стен отражается ТАКОЙ ЖЕ сигнал, что и доходящий до слушателя по прямой;
3. Максимально сглаживаются интермодуляционные искажения, что позволяет говорить об экологичности звучания, которое обеспечивает восприятие звука как природного, натурального, абсолютно не утомляющего слух.

Бользаны не слушал , а вот омниполяры в реализации Mirage , слушал полтора часа , никак не мог сообразить , что со звуком не так icon_smile.gif , вроде диаграмма направленности большая , а звук "игрушечный". , хотя может за котрапертурами будущее , кто знает.

А мне бользамины не понравились. В кино они и правда нечто непонятное творили с локализацией, и это вопринималось еще хоть как-то в пределах нормы, то в музыке сцены как таковой не было, был какой-то эффект "светомузыки", звуки доносятся с разных сторон, порой звуки одного источника-прародителя распологаются в совершенно разных местах. Итд. Вобщем послушал я это сумасшествие, оценил внешний вид, но так и не понял для чего эти колонны icon_rolleyes.gif

Ну вот, пока ваял ответ, Фриз уже выразил пару моих мыслей. icon_smile.gif Ладно, всё равно оставлю ответ. icon_smile.gif

Пан-М1
может кто сталкивался с такой акустикой как Bolzano Villetri, вот основные преимущесва такой акустики;

Слушал конструктивно подобные АС (вот не буду врать - этой же конторы, или нет - давно было, но с виду - 1:1). icon_smile.gif Неоднозначное мнение складывается... Видимо, любителям классических систем сие скорее всего не пойдёт - именно из-за основных "фич". Кстати, о них.

1. Слушатель не привязан к локализованной зоне стерео (или театрального) комфорта. Он может находиться практически в любой точке помещения. Всенаправленность звука гарантирует сколь угодно большую зону комфортного прослушивания.

Тут т.н. "зона комфортного прослушивания" вовсе не одно и то же с понятием "зоны устойчивого стереоэффекта". Т.е. если по достатку, например, тех же ВЧ она может выигрывать у классических АС, то вот по построению образа прямо таки "практически в любой точке помещения" - мягко говоря лукавят. icon_smile.gif Собственно, "благодаря" пункту 2 и с классическим расположением этих систем добиться схожего с "обычными АС" стереоэффекта может оказаться непросто - зависит от этого самого помещения и его акустических св-в (а в хорошо заглушенном помещении, либо в довольно большом - где нет возможности добиться именно заявленного эффекта - такие АС вообще не имеют смысла).

2. От стен отражается ТАКОЙ ЖЕ сигнал, что и доходящий до слушателя по прямой;

С чего бы это? icon_biggrin.gif Т.е. как минимум временнЫе изменения в расчёт не берутся, я уже не говорю про фчх отражённого звука - там всё что угодно может быть, зависит непосредственно от самих стен (форма, отделка, и т.п.), геометрии помещения, да и расположения АС тоже... Не знаю, странное заявление. icon_rolleyes.gif

3. Максимально сглаживаются интермодуляционные искажения, что позволяет говорить об экологичности звучания, которое обеспечивает восприятие звука как природного, натурального, абсолютно не утомляющего слух.

Да ну, это не серьёзно... "Экологичность звучания" - термин, образованный модой на всё экологичное. icon_biggrin.gif Лично по мне, так эта фраза притянута за уши - "чего бы такого ещё придумать в качестве ещё одного бонуса". Лучше бы они упомянали экологичность материалов, из которых собрана АС - и то было бы более... ну грамотно чтоли... Ненужно, но грамотно. Впрочем, почему не нужно! Вдруг кто-то захочет выкинуть АС на помойку - будет знать, что эти АС можно свободно выкинуть на любую помойку - ведь их материалы не загрязнят окружающую среду! icon_lol.gif
Простите за бредовость, я просто ответил в тон не менее бредовому пункту об экологичности звука. icon_smile.gif

Неоднократно различными компаниями предпринимались попытки создать корпус для акустики из цельного, натурального дерева. Яркий пример тому – акустическая система компании Jean Marais Renault (Жан Маре Рено), корпус которой был выполнен из склеенных кусочков дерева. В итоге получилась очень дорогая система, которая заметно уступала по качеству звучания более дешевым аналогам из ДСП и MDF.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ЭТО ОТКРОВЕННЫЙ БРЕД!!!... Были и есть дорогие фирмы которые работают с деревом в акустике... Эта статья сварганена теми дельцами, кто пытается толкать на рынок свои гундосые китайские дешёвки из пресованной копеечной макулатуры... Акустика в дереве звучит на порядок выше чем из любого полимерного г..на, но имеет ряд "неудобств"; одно из них, сложность и долговременность в изготовлении и высокая себестоимость... Кроме того, дерево требует внимания и ухода, как любая дорогая натуральная мебель, но за это природный материал платит неповторимым натуральным звучанием... Попробуйте сделать скрипку из МДФ и поиграть на ней, вам всё сразу станет ясно. Только не надо плести чушь, что это разные вещи, это ОДНО И ТО-ЖЕ, только колебательные звуковые волны воспроизводяться разными путями, механически и электрически!!!... Вот будете слушать таких "профессоров" от звука, так и будете чесать репу, напрягая мозги тем, почему красивая на вид и дорогая акустика так отвратительно гундосит и орёт... icon_wink.gif

Попробуйте сделать
скрипку из МДФ и поиграть на ней, вам всё сразу станет ясно.

Вообще-то, насколько я знаю, корпус скрипки и корпус АС имеют совершенно разные назначения. То же самое можно сказать и про дерево: попробуйте засунуть динамик в скрипку - что получится? Я не говорю, что дерево - это плохо, просто не надо так категорично!

Re:

inferno33 писал(а):
Попробуйте сделать
скрипку из МДФ и поиграть на ней, вам всё сразу станет ясно.

Вообще-то, насколько я знаю, корпус скрипки и корпус АС имеют совершенно разные назначения. То же самое можно сказать и про дерево: попробуйте засунуть динамик в скрипку - что получится? Я не говорю, что дерево - это плохо, просто не надо так категорично!

Именно так категорично!... Вы апеллируете теориями, а я ПРАКТИКОЙ!... Перепробовал кучу "супер-материаллов" и "сендвичей" разного рода. Как только отсутствует волокнистая природная структура всё, трындец звуку, начинаются резонансы, бубнение, гудёж и т.п. Начинаешь затыкать эту "прелесть" сентипонами, совсем каюк звуку, одни головки пыхтят, звука нет!... Когда нибудь смастерю, для прикола, акустику в виде виолы, засуну туда динамик и приглашу Вас послушать... icon_wink.gif

Есть вариант делать котпуса из триплекса, очень по звуку здорово получается, но обрабатывать его сложно, пока присматриваюсь пож сделаю как нибудь.

Re:

Gofrey писал(а):
Есть вариант делать котпуса из триплекса, очень по звуку здорово получается, но обрабатывать его сложно, пока присматриваюсь пож сделаю как нибудь.

Дерзай, дружище!... Послухаем... icon_wink.gif

Древесина натуральная-круто,и для звука самое то,что надо,к примеру Сонус фабер,из склеенных кусочков клена,если не изменяет память 45 слоев или Кеф Референс,но стоит доровато,заказать корпуса в столярке под 30-60 т.руб. в зависимости от размера.Когда работал в столярке под рукой было с куб очень даже подходящей древесины,как говорится хоть ж...й жри,и дуб и ясень,и ель, и ольха,и липа,и клен,да вот на тот момент не созрел еще,ждал от покупного нужного качества,а его все не было и не было.