Может вот она правда о Hi-End:"В 1973 году Хирояши Кондо решил возродить термин "high fidelity" и стал одержим идеей воспроизведения музыки — ее души и плоти. Экстремальное проявление этой одержимости — усилитель "Gaku-On" — плод кропотливого ручного труда с серебрёнными проводами, пропущенными через алмазные волочильные доски, который Хирояши делал самолично. На это ушли месяцы, а цена готового продукта достигла 252 500 долларов. (За первый квартал этого года было продано три усилителя.) Полная линейка "Audio Note", включающая все компоненты и имеющая ни с чем не сравнимое звучание, стоит 440 000 долларов".
Это фрагмент рекламного текста, опубликованного по-русски в одном из специализированных "глянцевых" аудиожурналов, выходящем довольно крупным тиражом. И этот текст говорит о некоторых очень важных социальных феноменах. И прежде всего — о начале формирования в России (пока преимущественно в Москве и Петербурге) общества потребления.
1. О чем ПРОГОВАРИВАЕТСЯ, сама не замечая того, аудиоиндустрия устами своих журналов — так это о том, что главным предметом потребления здесь является не что иное, как наслаждение. Бесконечный спор, ведущийся из журнала в журнал, из номера в номер, о том, что есть это "нечто" аудиоаппаратуры и музыки и как его выразить в цифрах и формулах — это спор о том, как выразить реальное наслаждение в терминах символического.
2. Так что — с точки зрения лаканизма — он (этот спор) никогда не может быть окончен. Более того, само его ведение и продолжение является одной из составляющих этого поставляемого и продаваемого аудиоиндустрией наслаждения (и покупаемого потребителем). И проблема типа: "Никто не знает, почему серебро звучит лучше, и в тоже время, при прочих равных условиях, оно звучит лучше" (Аудиомагазин, 1998, № 5, с. 79) — всегда останется без решения. (Способность манить, но всегда ускользать и одновременно составлять смысл нашего существования — идентификацию — это определение ПОТРЕБЛЕНИЯ и по Бодрийару, см. напр., статью А. Приепы в этом же номере.) Никто не знает, почему звучание аппаратуры улучшается, если так, а не иначе воткнуть вилку в розетку и подключить соединительные кабели не справа налево, а слева направо ("...процессы, не поддающиеся рациональному объяснению..." (Stereo & Video, 1997, № 12, с. 176)) — но поиски этого ускользающего идеала и составляют наслаждение АУДИОФИЛА.
3. Поставляемое и продаваемое аудиоиндустрией наслаждение не связано уже с удовольствием, оно "травматично". Кроме того, что оно требует избыточной траты времени и денег, оно связано с отказом, со своего рода АСКЕЗОЙ. "Топовые" модели аппаратуры как правило лишены почти всех потребительских удобств: красивых корпусов, регулировки тембра, дистанционного управления, они громоздки и хрупки.
Надо признаться, что в значительной мере в данном исследовании я опирался на свой личный (чувственный) опыт. Собрав в результате очень долгих проб и ошибок "систему своей мечты" (основанную, кстати, на ламповом усилителе) я был вынужден через некоторое время распродать ее, поскольку наслаждение, причиняемое ею, стало после определенного момента невыносимым, стало причинять неудовольствие.
Вспомним, что отличие до-потребительских обществ от общества потребления (другое его название "общество всеобщего благосостояния") в том, что при консьюмеризме товары потребляются не для удовлетворения потребностей, а для выстраивания особых связей с социокультурной средой. Это может быть социальная идентификация — но у этого процесса есть и другие составляющие. Приобретая тот или иной товар, я не только покупаю еще один кубик в конструкцию своей самотождественности — одновременно я покупаю НАСЛАЖДЕНИЕ. Но если вспомнить, что в поздней теории Лакана наслаждение понимается как "последнее" основание нашей идентичности, то все связывается в один узел.
Теперь можно понять, что значат и что маркируют утверждения типа: "Еще в начале восьмидесятых разработчики аудиотехники "неожиданно" поняли, что электрические параметры аудиотехники (коэффициент гармоник, уровень шума, выходная мощность и т. д.), измеренные с помощью приборов, не имеют прямого отношения к ее музыкальности или достоверной передаче того, что было записано в студии". Это значит, что общество удовлетворения потребностей (когда мне нужен определенный товар с определенными техническими параметрами) сменилось консьюмеризмом, когда мне нужен уже не просто проигрыватель компакт-дисков, но товар, который пообещает мне "нечто", сиречь наслаждение и обречет желать недостижимого — но всегда манящего — полного удовлетворения моих потребностей: "Если вы претендуете на абсолют, альтернативы аналогу [проигрывателям виниловых пластинок]... быть не может" (Салон Audio Video, 1997, № 9-10, с. 33). Обратите внимание на это "быть не может" — разве это не парафраз лакановского "не существует"?
В потребительском обществе мы стараемся потребить не что иное, как избыток, тот всегда ускользающий Икс, который и есть само наслаждение — самое Реальное, что есть в мире, и самое недостижимое в нем. Это такое общество, которое видит Реальное воплощенным не в чем ином, как в ОБЪЕКТЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ, в das Ding, в ВЕЩИ, так сказать, в "объекте маленькое а потребления". Общество потребления — это общество Вещей, Вещей как инкарнации недостижимого, но обсессивного наслаждения. Недаром Лакан обращается к понятиям Вещи и Наслаждения в своей поздней теории, когда консьюмеризм во Франции, как и во всех остальных культурах Запада, уже окончательно сложился. Общество потребления это общество возжелавшее Реального и пустившееся в поиски, которым нет конца, поиски возможности ПОТРЕБИТЬ, наконец, Реальное. Но эта погоня за недостижимым (по определению) и составляет суть социального гомеостаза при консьюмеризме. Об этой погоне за недостижимым, за избытком, за Реальным, за наслаждением вопиет радикализм аудиоиндустрии — то, что называют в отличие от hi-fi (high fidelity, высокая верность, точность) — High-end Audio. В аудиоиндустрии примеров тому несть числа — собственно, именно этим она и торгует. Серебро пробы 0.99999 (кабели Kimber). К одной из моделей лампового усилителя фирмы Quad прилагается пара белых перчаток, только в них можно прикасаться к этому изделию. Серебряные провода, пропущенные через алмазные волочильные доски для усилителя Gaku-On и сама его цена. Соединительные кабели ценою в тысячи долларов и мраморные подставки для этих кабелей. Проигрыватель виниловых пластинок Nottingham Analogue ценою в $ 50 000, собранный из брусков дерева, бывших некогда частью остова судов 17-го века. Подставка под аппаратуру Mana 6 Tier Amp Stand за $ 1080. Любой, кто откроет любой из аудиожурналов, продолжит этот ряд до бесконечности.
Надо еще сказать, что эта очарованность Вещью, даруемым (вменяемым, причиняемым) ее наслаждением, иногда выходит на поверхность особенно явно. И тогда за теоремой "хорошая аппаратура нужна, чтобы хорошо слушать хорошую музыку" робко формулируется власть самой Вещи, то, что Вещь нужна только для себя самой и не для чего другого. Жижек пишет, касаясь еще одной инкарнации наслаждения, идеологии: "Идеология служит исключительно своим собственным целям, и не чему больше — а именно такое определение Лакан и дал НАСЛАЖДЕНИЮ" (указ. соч., с. 89). Не музыка, а сама Вещь, вот что дает наслаждение, аудиовещь служит исключительно своим собственным целям и не чему больше: "Эти соображения скорее робкое напоминание о том, что "живое" звучание очень переменчиво и подчас оказывается несовершенным и маловыразительным, поэтому едва ли стоит его канонизировать" (Аудиомагазин, 1998, № 4, с. 75.). "Даже виртуозно выстроенный концертный звук имеет нехайэндовские, неучтенные факторы: более грубая конструкция и стыковка аппаратуры, хаос отраженных и поглощенных волн, фидбэк между микрофонами, адаптерами и спикерами и, конечно, длинный и неравномерный путь сигнала по разным кабелям. Не говоря уж об отсутствии вибропоглощающих подставок или развязки акустики с полом посредством шипов. Концерты необходимы — и мы будем их анализировать. Но по-настоящему музыку мы слушаем дома" (High End Review. Приложение к журналу Stereo & Video, 1997, № 5, с. 3.). Еще одно мое (личное в том числе) наблюдение состоит в том, что У АУДИОФИЛА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛЮБИМОЙ МУЗЫКИ. Музыка отвлекает внимание на себя, она мешает сконцентрироваться на звуке аппарата, насладиться всеми его нюансами, богатствами, его вкусом и послевкусиями; иными словами, музыка мешает наслаждаться Вещью.
Хотя наслаждение Вещью может быть замечено и в самой музыке, важно не столько ведь аппаратура, одежда, пища и т. д., а наслаждение. Так, любопытно, что после второй мировой войны, в строгом временном соответствии со становлением потребительских обществ, возникает и очень широко распространяется движение аутентизма — исполнения музыки прошлого на аутентичных инструментах, с помощью забытых или отвергнутых древних приемов звукоизвлечения, с до-баховским музыкальным строем и т. п. Очень симптоматично, опять-таки, что материалы об аутентизме весьма часты в ведущем российском органе аудиофильства; как уже можно догадаться по ссылкам, это журнал "Аудиомагазин". Вполне корректным выглядит предположение, что аутентизм это еще один способ "ухватить", выразить, дать, сформулировать то "нечто" музыки, которое концентрирует в себе наслаждение. Обратиться к корням, к подлинному — "Аутентичное" практически точный синоним "Реального" - и насладиться той "вещью" музыки, которая там мерцает. Что отличает аутентичное исполнение музыки от модернизированного? Конечно, наслаждение — мы легко узнаем его следы, когда услышим, что в аутентичной музыке есть нечто трудно выразимое словами, но дарующее ни с чем не сравнимые ощущения; аутентичная музыка практические ничем (особенно на ухо дилетанта) не розниться от модернизированной, но нечто неуловимое ее все же отличает.
Повторюсь. Я не считаю, что это "впаривание", и ни капли не иронизирую над белыми перчатками и т. п. Уловка и обман вкупе с избыточным накоплением "новых богатых" — это атрибуты общества удовлетворения потребностей. Радикализм потребления и его утопичность — это то, то обеспечивает гомеостаз потребительского общества. Но гомеостаз и утопия это две силы, которые задают целостность любого типа социальной организации. Я вовсе не имею ввиду морального порицания, когда показываю, что за пространными и возвышенными рассуждениями о Музыке таиться "низменное" наслаждение Вещью. Поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы попытаться описать одну из составляющих этого общего механизма социального устройства. И в том, что эта одна из составляющих является "наслаждением Вещью" для меня нет ничего, что требовало бы "порицания" и "излечения".
Симптомы наслаждения потреблением можно, присмотревшись, увидеть едва ли не везде. Любой потребитель компьютеров Macintosh, автомобилей Jaguar или, одежды от Vivian Westwood (примеры можно продолжать), может сказать: да, эти вещи не каждый назовет красивыми, они порой неудобны, для Мака не найти программ, он необщителен с РС, его ремонт дорог, Jaguar жрет слишком много бензина, его ремонт разорителен, одежда от Westwood похожа на обноски — НО ЧТО-ТО В ЭТИХ ВЕЩАХ ЕСТЬ ТАКОЕ, от чего отказаться невозможно и мы выговариваем (как на кушетке): "Да, это Вещь!".
Трудно назвать вещь, которая не обещала бы при определенных условиях наслаждение субъекту потребительского общества, общества обсессии наслаждением и утопии потребления Реального: везде есть свой High End — посуда, соковыжималки, отдых, мебель, иголки или, например, чай. Вот статья о High End чае (до $ 600 за килограмм): "Но не только химическим процессам обязан высококлассный чай своими волнующими свойствами. Как и хорошее вино, он рождается в тайне, вкус его невозможно предугадать или спрогнозировать. И он всегда дарит нам наслаждение высшей пробы" (Коммерсант-daily, 25 августа 1998, с. 6.). "Нечто" (тайну) и наслаждение — вот что производит, расфасовывает и продает эта индустрия.
Взято с
http://dom.hi-fi.ru/go.php3?r=http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/12.htm Полная статья.