kazak66 писал(а):
Мое мнение, такое, что бы получить хороший глубокий бас, надо качественную акустическую обработку комнаты сделать... Не, аппаратура само собой... но без качественной акустической обработки комнаты его не получишь...
Тоже важно, но это – наиболее сложная в управлении часть всей звуковоспроизводящей системы в БЫТОВЫХ условиях, взятой в её целостности.
Если уж расчётным путём лажались ведущие мировые акустики, привлекавшиеся для проектов профессиональных помещений – крупнейших залов и студий (пример был описан в книге Фурдуева:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0800-0899_.html#0837
стр. 80-83, и далее, для интересующихся – до стр.86.), то что говорить о возможностях «простого потребителя»… Каждый выкручивается как может…
Павел Самарец писал(а):
. . . приходится изголяться с огромными ЗЯ (маленькие слишком рано начинают басы искажать - ниже 50 Гц одно расстройство).
Тоже важно, хотя на форумах мало кто это упоминает. На Западе этот присущий ЗЯ порок давным-давно (десятилетиями) именовался «Dubbing». Разумеется, когда объём ящика ущербно мал, НЧ начинают заваливаться от 70-50 Гц, и стремление выжать из таких АС отдачу на крайних НЧ «по полной» приводит ни к чему иному, как к резкому росту второй («Dubbing»), а за ней и всех следующих гармоник любой достаточно низкой частоты …
Alex27. писал(а):
Хочу тоже немного дополнить всё вышесказанное. . . Бас, как известно, это самый трудный поддиапазон частот для воспроизведения любыми акустическими агрегатами, будь то различные виды колонок или даже специально предназначенный для этих целей сабы
Вот уж что точно, так точно – крайние НЧ – самое слабое место рыночных АС любого типа, в т.ч. сабов.
Alex27. писал(а):
…но и человеческое ухо воспринимает бас по-особенному, не так как другие частоты, ведь чувствительность слуха на нижнем басе не велика и скорее бас ощущается организмом человека физически, нежели органами слуха
Это неважно, чем воспринимается. Если при электроакустическом прослушивании будет примерно соответствовать «натуральному» ЗД конкретного источника, то и восприятие будет такое же. Другое дело – не только «в домашних условиях», о чём обычно пишется, но и вообще в условиях электроакустического прослушивания передача и воспроизведение «натурального» ДД и его максимальных уровней многих источников звука (артиллерийские залпы и взрывы бомб с близкого расстояния, взлёт многомоторного лайнера с близкого расстояния, не говоря уж о взлёте космических ракет с близкого расстояния и т.п.:
Примерный уровень звукового давления,
дБА Источник звука и расстояние до него
160 Выстрел из ружья калибра 0,303 вблизи уха
150 Взлет лунной ракеты, 100 м
140 Взлет реактивного самолета, 25 м
(Гл. 4 «Шум в децибелах», табл. 2.):
http://ivanstor.narod.ru/noise/104.htm
невозможно и не требуется.
Alex27. писал(а):
…Тут вступают в прямые противоречия требования эстетики АС и сабов с их физическими размерами и возможностями по воспроизведению басов этими агрегатами. АС и сабы делают всё меньше и меньше по габаритам, а это сильно ограничивает НЧ диапазон воспроизведения по басу и лишает слушателя возможности почувствовать настоящий нижний бас.
Верно. Причём даже «сабов» на рынке, со спадами АЧХ отдачи книзу от 100 Гц до 20 Гц до 20-25 дБ и более (!) (и это ещё впаривается простодушным как «сабы»).
Alex27. писал(а):
Короче, воспроизведение поистине глубокого баса, это удел качественных сабов и габаритных колонок
«Колонки» (т.е. не сабы) такие есть, но их искать надо, и с анализом их реальных тестовых АЧХ отдачи (такие, одна-две (!) есть в разделе «Производители» самого здешнего сайта). А сабы – тоже есть, и не самые дорогие, с практически линейной АЧХ отдачи до 20 Гц. Опять же надо уделить внимание, кому интересно, найти и купить. Пример:
http://www.svsound.com/products-sub-box-pb12nsd.cfm
Недостаток (спад) крайних НЧ, в некоторых пределах, определяемых конкретной формой АЧХ АС и запасами мощности УМ и АС (если таковые есть, что определяется, конечно, потребным обычно уровнем громкости слушания) эффективно компенсируется подъёмом крайнего участка НЧ (от 20 до 50-70 Гц) эквалайзерами. У меня сейчас (давным-давно) АЧХ отдачи системы по НЧ равновесна примерно до 27 Гц, без всяких там бубнящих «горбов» на АЧХ и т.п. Благодаря чему и перемещение слушателя в разные точки комнаты, например, в угол, не вызывает никакого неприятного «гудения», «бубнения» и т.п. предметов жалоб участников форумов, а мягкое, даже приятное повышение этой части спектра, которое, если всё же надо, то элементарно устраняется смещением пары движков вниз на 3-4 дБ…
Alex27. писал(а):
…воспроизведение поистине глубокого баса… не всегда допустимо в наших жилищных условиях
Не всегда очень мощного, на очень высоких уровня ЗД – это да. Но к «ГЛУБИНЕ» баса, т.е. к протяжённости АЧХ отдачи АС (неважно какого типа) до по крайней мере до 25-27 Гц – это не имеет никакого отношения. Даже звук нижнего регистра натурального оргАна, воспроизведённый до частоты 20 Гц при уровнях ЗД 80-85 дБ, ничего страшного для слушания даже в многоквартирном доме в дневное время не представляет. Прослушано и проэкспериментировано много раз…
Alex27. писал(а):
но я считаю, что любая музыка без нижнего баса, это как еда без соли и перца- музыка, как и еда воспринимается пресно, с уходом нижнего баса, музыка словно чего-то лишается, какого-то явного могущества, реализма и основательности…
Вот это точно, причём почему-то это пишется только о музыке (хотя и упоминается вообще редко, начинаются сразу реплики о том, что «в музыке нет ничего ниже 40 Гц» и т.п., понимая под этим только ОСНОВНЫЕ ТОНА инструментов, хотя и это неверно: основные тона ф-но – с 27 Гц, а натуральных оргАнов – ниже 20 Гц (до 8 Гц):
http://www.contrabass.com/pages/frequency.html
), а на самом деле для передачи ЛЮБОЙ живой обстановки это неверно, о чём справедливо упомянуто здесь в ветке.
Alex27. писал(а):
Конечно, проблемы качественного воспроизведения баса каждый решает как может и тут важно всё: и расположение АС в помещении, и акустические свойства самой комнаты, но эти проблемы, в большинстве случаев решаемые…
Иногда – с трудом. Причём в этом нельзя пренебрегать эффективным ЭЛЕКТРОННЫМ средством управления спектром – графическими и/или параметрическими эквалайзерами. Которые вовсе не заменяют и не конкурируют с акустическими средствами, о чём нередко считается «хорошим тоном» обязательно продекларировать, а взаимно дополняют друг друга. Кроме того, качественные исправные эквалайзеры (при обязательном выполнении минимальных требований по возможностям: кол-во полос - не менее 10 («октавные») и нижним, или левым движком не выше чем на 31 Гц) – вообще незаменимое средство оперативного (а не только «установочного») управления спектром любых программ.
Alex27. писал(а):
Надо только немного померить площадь и просчитать резонансы в помещении
Расчёт-расчётом (что бывает при расчёте даже профессионалами-акустиками – в книге Фурдуева), а поэтапно надо МЕРИТЬ и наблюдать результаты, тем более, что сейчас, при том, что в сети есть хорошие, а есть и просто великолепные, профессионального уровня, а выложенные на холяву авторами, испытательно-анализаторные программные системы, например, Sillanumsoft Visual Analyser:
http://www.sillanumsoft.com/
к которым достаточно прикупить электретный микрофон со сносно равномерной АЧХ (не обязательно лабораторные измерительные, не для студий и звукомерок делаем!) и воткнуть его в микрофонный вход звуковухи, и запустить генератор (например, того же Sillanumsoft Visual Analyser, чего там только нет – и синус, и квадрат, и пила, и «белый», и «розовый», и свип…), и наблюдай себе, хошь по огибающей, хошь в полосах от октавы до 1/24 октавы и т.д и т.п. Что ещё можно пожелать, с нонешними-то чудесами Интернета…
Alex27. писал(а):
Так, что не всё так безнадёжно с восприозведением баса…
Далеко не всё безнадёжно. Но уделить внимание требует, от приобретения АС до использования всех посильных средств и методов контроля.