«Глубокий» и хорошо субъективно воспринимающийся, бас требует, ДЛЯ ЛЮБОГО УРОВНЯ ГРОМКОСТИ прослушивания, естественно, соответствующих возможностей акустической системы по воспроизведению «крайних» низких частот диапазона (участка от 20-25 до 70-80 Гц) – то есть по возможности ровной, горизонтальной (по крайней мере, с небольшим спадом – до 3-4 дБ по сравнению с отдачей на 100 Гц) АЧХ отдачи акустики.
А вот сохранение привычного для «естественного» уровня громкости восприятия басов при слушании на уровнях звукового давления существенно ниже («тише») «естественного» уровня громкости, требует применения тонкомпенсации – всё большего и большего подъёма в усилителе низких частот (примерно от 700 до 20 Гц, естественно, со всё бОльшим подъёмом книзу от 700 Гц), по мере того, чем «тише» и «тише» прослушивается программа.
Кому интересно несколько подробнее –
Эффект «обогащения» звука конкретной программы низкими частотами (примерно до 700 Гц) при повышении звукового давления при прослушивании обусловливается всё большим и большим повышением относительной субъективной чувствительности человеческого слуха к НЧ по мере повышения звукового давления. И, соответственно, эффект «обеднения» звука конкретной программы низкими частотами при понижении звукового давления при прослушивании – понижением такой чувствительности по мере понижения звукового давления.
Ещё раз подчеркну:
1. Во-первых, этот эффект, как и порождающее его объективное свойство слуха, НЕ зависит ни от каких частотных и каких-либо других свойств аппаратуры, так как существует вне зависимости от существования какой-либо аппаратуры вообще, «хорошей» или «не хорошей»!
2. Во-вторых, подчеркну ещё раз то, что написано в начале реплики, сама ВОЗМОЖНОСТЬ прослушивания на аппаратуре самых низких частот, естественно, зависит от способности аппаратуры вообще приемлемо ЛИНЕЙНО по звуковому давлению воспроизводить весь слышимый (либо требуемый конкретному слушателю) диапазон частот.
Иллюстрация этого свойства слуха – т.н. «кривые равной громкости», показывающие, на сколько (статистически) нужно изменять звуковое давление по НЧ (то есть вводить коррекцию на величину разности ординат семейства кривых равной громкости для любых двух уровней звукового давления на «опорной» частоте 1000 Гц) для сохранения примерно равного уровня субъективного ощущения громкости НЧ для разных уровней ЗД выше 700-1000 Гц (версия 2003 г. – КРАСНЫЕ кривые):
http://www.lindos.co.uk/cgi-bin/FlexiData.cgi?SOURCE=Articles&VIEW=full&id=17
На основании этого объективного свойства слуха было создано и рассчитывается аппаратное средство придания (при желании слушателя) привычного тонального баланса звуку любого «натурального» источника звука при электроакустическом прослушивании его на уровнях ЗД ниже его «натурального» уровня ЗД (подъёмом НЧ в усилителе примерно от 700 Гц до 20 Гц) и выше его «натурального» уровня ЗД (понижением НЧ в усилителе примерно от 700 Гц до 20 Гц) - тонкомпенсация.
«Автоматической» тонкомпенсации существовать не может, так как никогда невозможно предопределять, на каких положениях регулятора громкости усилителя «выдаваемый на прослушивание» уровень звукового давления равен, выше или ниже «натурального» для данного источника звука. Глубина тонкомпенсации может устанавливаться только самим слушателем, с помощью устройства тонкомпенсации, не зависящего от положения регулятора громкости. В каких-то нечастых случаях, если в усилителе имеется регулятор тембра НЧ с «нижней частотой подъёма» не выше 20-30 Гц и большой глубиной регулировки, до +/- 15-20 дБ (как было во многих старых добрых ламповых УНЧ), его глубины может хватать для каких-то случаев, но вообще, например, при очень значительном отличии прослушиваемого уровня ЗД от «натурального» его может не хватить, так как тогда потребные глубины регулировки могут доходить до 25 дБ и даже несколько больше…
Понятно, что при электроакустическом прослушивании любого «натурального» источника звука на уровне ЗД, примерно равном его «натуральному» уровню, тонкомпенсации не требуется.
Резюме.
При ЛЮБЫХ достаточно широкополосных АС (включая наушники), усилителях и т.д. и т.п. восприятие низких частот в программе будет обедняться при её слушании «существенно тише» её «натурального» уровня ЗД, и будет преувеличиваться при её слушании «существенно громче» её «натурального» уровня ЗД. Для коррекции чего (ПРИ ЖЕЛАНИИ СЛУШАТЕЛЯ) и разработана тонкомпенсация.