Форум
Акустика

Кто и как поборол акустику помещения

Сталкивались ли Вы с проблемой акустики помещения?

Да, проблемы пришлось решать 51% 18
Да, смирился с тем, что есть 31% 11
Нет, не сталкивался 17% 6

Всего проголосовало : 35

Кто и как поборол акустику помещения

Дня доброго всем!
Решил попробовать перенести оборудование в другую комнату, где меньше мебели, столкнуся с комнатными 48 и 58 Герцами, задранными по отношению к остальной информативной полосе на целых 10 дБ (по измерениям) icon_sad.gif Саб играет нормально только по центру помещения, в этом случае на резонансных частотах почти нет всплесков.

Если кто сталкивался, напишите пожалуйста, как решали подобные проблемы.
P.S. Перепланировка комнаты невозможна. Отделка вибропоглотителем - может быть, но это долго и дорого icon_smile.gif

Думаю вот про параметрическую эквализацию, но проблема в том, что даже при 5 полосах в нужный диапазон попадает всего лишь одна ручка регулировки.
Может есть какие-нибудь внешние режекторные фильтры или что подобное?

dr_GreeN,
откуда такие точные измерительные данные?

В моём случае электроника с автонастройкой.

Акустический низкочастотный панельный поглотитель
http://acoustic.ua/recommendations/567

Re:

soundlight Данные измерений с помощью калибровочного микрофона от Denon 3806 на HTPC (программа - спектроанализатор PAS Analysis Center v3.5)


Рустам Мифтахов В моём случае электроника с автонастройкой.[/quote]
Результаты автонастройки удовлетворили?
И если не секрет, в какой области частот были проблемы?

Gepard спасибо, материал довольно интересный, но насколько я считал - крайне дорого выходит качественное вибропоглощение (:

Цитата:
Результаты автонастройки удовлетворили?
И если не секрет, в какой области частот были проблемы?
Вполне. У основных АС проблем с гулом обнаружено не было и без настройки; сабвуфер тоже не включал без автонастройки поэтому был ли гул или нет сказать не могу - да и зачем мне париться с этим?

Все думаю про параметрический эквалайзер для саба. Есть два больших "но":
1. В серьезных аппаратах (dbx, TL AUDIO) - только балансные входы/выходы.
2. В диапазоне 20-100 Гц только один пик можно вырезать.

И тут опять вопросы:
- Каковы потери при использовании переходников XLR - RCA (прошу прощения за скромные познания в этой области, но я видел такие переходники, не самодельные)
- можно ли использовать двухканальный параметрический эквалайзер, чтобы вырезать обе резонансные частоты (если на одном канале в нужный диапазон попадает всего 1 регулятор)

Re:

dr_GreeN писал(а):
soundlight Данные измерений с помощью калибровочного микрофона от Denon 3806 на HTPC (программа - спектроанализатор PAS Analysis Center v3.5)


Рустам Мифтахов В моём случае электроника с автонастройкой.

Результаты автонастройки удовлетворили?
И если не секрет, в какой области частот были проблемы?

Gepard спасибо, материал довольно интересный, но насколько я считал - крайне дорого выходит качественное вибропоглощение (:[/quote]

Извините, что не по теме, подскажите, как вы настраивали PAS Analysis Center v3.5? У меня, при работе от микрофона, при условии, что играет обычная музыка в Spectrum Analizer работают частоты от 0 до 1000 Гц, остальные частоты до 20К Гц - как будто программа не слышит... при этом взял и прям по ходу записал то, что слышит микрофон и пустил на анализ в Adobe Audition - там с частотами все в порядке в записанном кусочке, по крайней мере они были по всему спектру от 20 до 20К.

И второй вопрос, вы пользуетесь лицензией или нашли где то пиратку которая работает боле чем 14 дней?

И еще вопросик: как подключали настроечный микрофон от denon? напрямую во вход аудиокарты?

Re:

Stranger_2000 писал(а):

Извините, что не по теме, подскажите, как вы настраивали PAS Analysis Center v3.5? У меня, при работе от микрофона, при условии, что играет обычная музыка в Spectrum Analizer работают частоты от 0 до 1000 Гц, остальные частоты до 20К Гц - как будто программа не слышит... при этом взял и прям по ходу записал то, что слышит микрофон и пустил на анализ в Adobe Audition - там с частотами все в порядке в записанном кусочке, по крайней мере они были по всему спектру от 20 до 20К.

И второй вопрос, вы пользуетесь лицензией или нашли где то пиратку которая работает боле чем 14 дней?


С подобными проблемами не сталкивался. Выглядит очень странно - обычно, если настройки неверные, просто что-либо не работает (либо звука а выходе нет, либо спектроанализатор ничего не показывает). Могу посоветовать только переустановить программу, снеся все настройки (жаль, не знаю, где хранятся, а то мож и реестр придется чистить).
Пользую демку 14 дней, закатал в образ раздел диска, если понадобится больше времени - просто восстановлю из образа.

vik78 писал(а):
И еще вопросик: как подключали настроечный микрофон от denon? напрямую во вход аудиокарты?


Да, к микрофонному входу звуковой карты. Сигналы генератора снимаю с оптического выхода, далее на ресивер, потом запускаю две копии программы, получается 2 анализатора. Первый отображает то, что на выходе звуковой карты, 2-е - то, что на микрофонном входе.

Re:

dr_GreeN писал(а):
Gepard спасибо, материал довольно интересный, но насколько я считал - крайне дорого выходит качественное вибропоглощение (:


Давайте так: вибропоглощение или виброизоляция - вам не нужны. Как и звукоизоляция и шумопоглощение - тоже. Вам нужно лишь побороть комнатные моды, снизить эффективность моды для выравнивания частотной характеристики (пиков и провалов). По крайней мере это следует из первого сообщения.

панельный поглотитель делается несложно и недорого на самом деле. Зато можно более-менее точно рассчитать на подавление конкретных частот. Это же фактически каркас из МДФ (заказывается во всяких салонах мебели, где шкафы-купе делают), заполненный минватой и прикрытой с воздушным зазором листом утяжелённого оргалита.

Можно попробовать ещё более простое решение:
- накупить минваты (не ниже средней плотности), сделать каркасы или просто забить углы ею, прикрыв акустически прозрачной тканью. И всё!

Некоторые минвату обёртывают вокруг штыря высокого, закрывают звукопрозрачной тканью. И тоже в углы. Минвата не такая и дорогая ))

p.s.: а софтовый эквалайзер не хотите попробовать? Вроде же есть такие.

Gepard
с панелями - идея хорошая, но я смотрел ссылку, которую Вы давали, в расчете на 38 Гц получаются немного абсурдные данные ширины зазора между пластинами (1мм icon_smile.gif при очень большой ширине самих пластин (под метр).

Есть еще басовые ловушки, но я никогда таие даже не видел icon_smile.gif Тем более рассчитывать, изготавливать.

Софтовые эквалайзеры есть, но:
1. Звук снимаю с оптики, полный pass through, там даже громкость нельзя регулировать, не то что эквалайзером работать). Все декодирование лежит на ресивере. В нем есть эквалайзер на каждый канал, но он 11 полосный и не способен решить проблему.
2. Даже если использовать софтверный эквалайзер (декодировать поток на HTPC), эквалайзеров, предоставляющих регулировки в диапазоне 15-150 Гц с шагом хотя бы 2 Гц, не существует.

Сейчас посмотрел на DSP8024 (behringer) - штука может резать до -40 дБ полосы с шириной 1/60 октавы. Девайс полностью цифровой и его уже не продают icon_sad.gif(

Вы смотрели не панельный поглотитель, а Акустический щелевой резонансный поглотитель. Это немного не то ))

Все же хочу обратиться для начала к электронным средствам коррекции icon_smile.gif Прежде чем приступать к модернизации комнаты.

Узнал, что на заказ могут привезти:
DBX DriveRack PA+ (~26 к. руб.)
AudioForce DSP 2х4 (~17 к. руб.)
Behringer DEQ 2496 (~11 к. руб.)
Behringer DSP 1124 (~7 к. руб.)

в принципе, все аппараты стоящие своих денег.
у DBX - ширину фильтрров можно уменьшать до 1/80 октавы
про AudioForce ниче не нашел, кроме того, что в нем есть параметрический перестраиваемый эквалайзер.
Behringer DEQ 2496 кажется оптимальным решением за свои деньги. частота семплирования у него вдвое превышает таковую у двух выше указанных агрегатов.

Если кто имел дело с такой техникой, пожалуйста напишите.

Любые, даже самые крутые эквалайзеры будут влиять и на полезный сигнал. Впрочем, для экспериментов и опыта это тоже интересно. А вот практически ответ для вас относительно акустики помещения:

http://forum.acoustic.ua/viewtopic.php?p=4700#4700

Re: Кто и как поборол акустику помещения

dr_GreeN писал(а):
Дня доброго всем!
Решил попробовать перенести оборудование в другую комнату, где меньше мебели, столкнуся с комнатными 48 и 58 Герцами, задранными по отношению к остальной информативной полосе на целых 10 дБ (по измерениям) icon_sad.gif Саб играет нормально только по центру помещения, в этом случае на резонансных частотах почти нет всплесков.

Здравствуйте.
Решил тоже столкнуться с измерениями (прога как у Вас). icon_biggrin.gif Сразу появились вопросы:
1. Микрофон. Без разницы какой или нужен специальный (характеристики) ?
2. Уровень громкости выставлять обычный комфортный? Или какой?
3. Какой материал лучше ставить для измерений?
4. Взял все по умолчанию и в итоге получил некую кривую АЧХ соединяющую пики отдельных частот. Как должны выглядеть проблемные области и что в идеале должно получиться? Как вообще правильно организовать процесс измерения?
Спасибо.

Кроме звуковой карточки и какойнибудь проги.
нужно
http://www.proaudio.ru/catalog/mic/condensing/20004/
http://www.muzbazar.ru/shop/1055.html
должно быть ровно не должно быть криво icon_smile.gif

Re:

Gofrey писал(а):
Кроме звуковой карточки и какойнибудь проги.
нужно
http://www.proaudio.ru/catalog/mic/condensing/20004/
http://www.muzbazar.ru/shop/1055.html

Без второго никак? icon_confused.gif

ну если карточка с фонтомным питанием для микрофона то можно.
усил просто питание даёт.
Зато нармальный комплекс для измерений будет, пригодится когда созреет понимание что самодельная акустика рулит.
процесс измерений лучше всего проводить в сосновом лесу icon_lol.gif

Re:

Gofrey писал(а):
ну если карточка с фонтомным питанием для микрофона то можно.
усил просто питание даёт.
Зато нармальный комплекс для измерений будет, пригодится когда созреет понимание что самодельная акустика рулит.
процесс измерений лучше всего проводить в сосновом лесу icon_lol.gif

Почему именно в сосновом спрашивть не буду. В сосновом так в сосновом icon_biggrin.gif.
Какой материал включать?

измерительные проги обычно умеют генерить пробегающий по всем частотам синус вот им и измерять.

Re:

Gepard писал(а):
Любые, даже самые крутые эквалайзеры будут влиять и на полезный сигнал. Впрочем, для экспериментов и опыта это тоже интересно.


Мне кажется, в области от 20 до 150 Гц влияние эквалайзера будет неслышимым, (по крайней мере, частота ресемплирования там 96 кГц, что посравнению с десятками Гц - крайне большая величина)

Все-таки решился на покупку Definitive SuperCube I и Behringer DEQ2496. Если ситуацию не вытянет ни то, ни другое, буду глушить углы комнаты.

dr_GreeN писал(а):

Все-таки решился на покупку Definitive SuperCube I и Behringer DEQ2496.

это здорово апаратики весьма вкусные, что один, что второй, а микрофоньчик измерительный не думали к берингеру?
глушить лучше потолок, и на пол коврик.
а в HTPC-се у вас что стоит для звука?
Вроде в продаже показалась многоканальная Asus Xonar ST не путать со стерео (STX) правда платы расширения пока нет но обещали.

Низким частотам на коврик пофиг. Потолок - для другого ))

Если проблема в комнатных модах, то подавить их проще всего именно в углах.

Звук декодирую на ресивере, по оптике сквозным способом снимаю цифру, потому не особо задумываюсь о покупке внешней звуковой карты.

Измерительный мик. буду заказывать с берингером, это нужная штука.
За сабом седня пришел в магазин, а он закрыт icon_sad.gif(( придется ждать еще 3 дня..

На полу коврик есть, потолок заглушить будет сложно icon_smile.gif Для начала опробую электроникой порезать, если что-то не устроит, тогда уж буду комнату мучать )

Отпишусь как играет саб (его привезут быстрее). 2-ю железку придется ждать 2 нед. )

Re:

dr_GreeN писал(а):
Звук декодирую на ресивере, по оптике сквозным способом снимаю цифру, потому не особо задумываюсь о покупке внешней звуковой карты.

Измерительный мик. буду заказывать с берингером, это нужная штука.
За сабом седня пришел в магазин, а он закрыт icon_sad.gif(( придется ждать еще 3 дня..

На полу коврик есть, потолок заглушить будет сложно icon_smile.gif Для начала опробую электроникой порезать, если что-то не устроит, тогда уж буду комнату мучать )

Отпишусь как играет саб (его привезут быстрее). 2-ю железку придется ждать 2 нед. )

очень интересно как (малыш)Definitive SuperCube I проявит себя в кино ив музыке icon_biggrin.gif
dr_GreeN расскажите почему остановили выбор именно на этом сабе?
Поделитесь если вас не затруднит.

Если честно, Definitive SuperCube I брал с закрытыми глазами. Просто на везение icon_sad.gif Сейчас, может, многие не поймут, но послушать этот аппарат в нашем городе было бы нереально. Брал на заказ, читал отзывы на amazon.com и в некоторых забугорных журналах. Писали про него очень много, и все просто удивлялись тому, как масштабно он играет, глубоко и несоизмеримо со своей стоимостью.

Взял на заказ за 38 к руб. Ждал 2 недели.
Первое, распаковка - 3 (!) коробки, вложенных одна в другую так, что извлекать аппарат приходится в несколько этапов, масса в 33 кг совершенно тому не способствует icon_smile.gif Инструкция на английском, чего и следовало бы ожидать. Отдельно в упаковке шипы и шнур питания. Полированная до зеркала верхняя съемная крышка в рояльном лаке - решение не совсем понятное. Сразу скажу, ткань, закрывающая 60-70% всего саба, довольно мягкая и требует крайне бережного обращения.

Первое включение. У саба нет жесткого положения кнопки вкл/выкл - есть авто/выкл, причем в автоматическом режиме включение происходит около 10 секунд!! -досадный нюанс, но все же.

Осмотр задней панели. Плавная регулировка фазы - первое, что привлекло внимание. На опережение событий скажу, что до этого встречался в большинстве случаев лишь с дискретным переключением 0/180, и в настройке это почти ничего не решало. С плавной регулировкой за 10 минут удалось согласовать этот supercube I с MA GSW12, который на тот момент играл эффективно в районе 40-80 Гц.

Кино. В первую очередь - коллекционное двухдисковое издание "Темного рыцаря", после него - "Война миров" Спилберга. В качестве источника - HTPC, с настроенным сквозным пробросом DTS потока на ресивер по оптике.
Скажу сразу - слышал до этого несколько сабов M&K, JBL Xti Sub 300, Tannoy TS12/saturn s-sub 15, пару верхних велодайнов и т.п. И ничего подобного не слышал ни разу. Ощущение такое, что открыватся какая-то неведомая до этого сторона звуковой дорожки. Все по-другому. И все это из-за невероятной глубины баса. Мнение о том, что глубокого баса в кино очень мало, теряет смысл. Саб каким-то чудесным образом умудряется извлечь то, что до этого находилось за пределами восприятия. На 40% регулятора уровня просто перехватывает дыхание. Комната в 28 квадратов полностью наполняется глубиной без всяких признаков гудения, надоедливости и отставания баса. Впечатление ровно такое, будто все, что происходит на экране, происходит здесь и сейчас. Трейлер фильма 2012 (2.0, 768 кбит/сек). Присутствующие в зале не отрываются ни на секунду от экрана. Звук просто шокирует масштабом и глубиной.

Музыка. Вот где не все хорошо. Судя по отзывам, которых до этого начитался немало, суперкуб неплохо справляется с музыкой, причем не требует особых усилий при настройке. Глупость. 2 пассивных радиатора никак не могут реагировать адекватно быстрому, ударному басу. Единственное, что слушается безболезненно - классика.

Вывод. Саб чисто киношный, что бы о нем не писали. Киношный - с Большой буквы.
От головы в 10 дюймов и пары радиаторов в общем кубическом корпусе с ребром 40 см. никогда такого не ожидаешь. На самом деле, играет на деньги, которых стоит, и даже больше. Боюсь представить, что может SuperCube Reference и тем более Trinity.

спасибо за столь подробный ответ , очень интересно было узнать с ваших слов об этом сабе
icon_biggrin.gif

Честно говоря, берингеровский эквалайзер даже брать передумал. Он просто незачем, будет лишним.

если я павильно понял то этот сабик грубо говоря откапывает бас в кино там где прежний его каг бы игнорировал(мудрено я это как то изложил)
icon_redface.gif

а если сравнить ваши два саба между собой supercube I с MA GSW12 в кино и в музыке разница намного ощутима между ними?

Re:

genchik писал(а):
если я павильно понял то этот сабик грубо говоря откапывает бас в кино там где прежний его каг бы игнорировал(мудрено я это как то изложил)
icon_redface.gif

icon_smile.gif Все верно. Просто раньше он не воспроизводился. Я это говорю к тому, что есть такое мнение, вроде "нечего переплачивать за герцы, все равно дорожки в кино с глубоким басом встречаются редко". Мое личное мнение, это не так.

genchik писал(а):
а если сравнить ваши два саба между собой supercube I с MA GSW12 в кино и в музыке разница намного ощутима между ними?

GSW12 оформлен в ЗЯ и в районе ниже 30 Гц не играет даже при крайнем положении среза. Саб музыкальный. Бас упругий, быстрый, но слегка гудящий, поскольку помещение у меня не идеальное. Потому и подумывал брать параметрический эквалайзер, чтобы хоть как-то вырезать резонансные частоты комнаты.
В кино GSW12 тоже проявляет себя, но весь масштаб киносцены остается нераскрытым. А если на экране в это время извержение вулкана icon_smile.gif... ну, в общем, не претендует на сейсмичность этот саб icon_smile.gif Хотя стоит дороже суперкуба!!!

Суперкуб - прямая противоположность. С первых минут понятно, что саб не только стоит своих денег, а играет на большие.
Сейчас с уверенностью могу сказать, что в кино свой идеал баса я нашел. С музыкой - надо еще побороть комнату и собрать еще один комплект (усь + музыкальная акустическая пара), и включить в этот комплект GSW12.

Я за своим сабом заметил в кино что иногда во время мощного взрыва он не передает маштабность и мощь спец эфекта, а иногда от( плевка гранатомета) как жахнет что дух захватывает .

Re:

dr_GreeN писал(а):
Честно говоря, берингеровский эквалайзер даже брать передумал. Он просто незачем, будет лишним.

Объясните плиз что дает данный эквалайзер и к чему он подключается?

Re:

genchik писал(а):
Я за своим сабом заметил в кино что иногда во время мощного взрыва он не передает маштабность и мощь спец эфекта, а иногда от( плевка гранатомета) как жахнет что дух захватывает .


А у Вас, позвольте поинтересоваться, какой аппарат?

вот такой
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=1606996
здесь небольшой обзорчик этот сабик от моего отличается ножками и шильдиком остальное все один в один
http://www.salonav.com/arch/2008/12/044-mirage.shtml

Re:

genchik писал(а):
dr_GreeN писал(а):
Честно говоря, берингеровский эквалайзер даже брать передумал. Он просто незачем, будет лишним.

Объясните плиз что дает данный эквалайзер и к чему он подключается?


Напичканный со всех сторон аппарат. Три вида эквализации (графический, параметрический, динамический), подавитель обратной связи и еще куча всего. Включаться в моем случае должен перед сабом. При ручных настройках подавления ОС работают цифровые фильтры, с глубиной -60 дБ при ширине 1/60 октавы. (у DBX есть похожий аппарат, но глубина чуть меньше, а стоит дороже) На практике это дает то, что если точно знать резонансные частоты комнаты (их я знаю точно и не раз измерял), то этими фильтрами можно хотя бы в половину решить проблему с моей комнатой - убрать противное гудение на проблемных частотах. При ремонте буду уже думать об обработке помещения, пока этот вариант не подходит.

genchik писал(а):
вот такой
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=1606996

Возьмите те диски, на которых ощущаете нехватку масштаба, идите в салон, где есть definitive, хотя бы один из суперкубов, послушайте эти диски на таком сабе. Просто послушайте.
Очень хотелось бы услышать еще мнение о нем, потому что у нас в стране продукция фирмы мало распространена.

Если будет такая возможность прослушать definitive обязательно ее воспользуюсь.
Мне больше импонируют сабики свс. Если буду брать сабик то скорее всего он будет именно этой фирмы. На сабики definitive я обратил внимание по восторженным отзывам в западных форумах. Акустика у definitive тоже достойная.

Про SVS думал, когда выбирал. Если честно, не особо верю тому, что фазоинвертор слышно не будет. Поскольку послушать их возможности не было, вариант отпал.

dr_GreeN,

можешь поподробнее рассказать про SUPERCUBE - сейчас, когда распробовал? Не думаешь о чем-то другом?

Я вот тут надумал поменять свой (KLIPSCH XW-300D) на I или reference (но последний большой по габаритам для меня). А может быть добавить вторым - есть вариант поставить KLIPSCH за диван (есть место, как раз под его габариты). Интересы - кино, в основном.

Нигде не могу найти фотографию, что у него под сеткой, как выглядят эти радиаторы, какой динамик? Можешь выложить фотки, если не сложно?