Форум
Акустика

Площадь диффузора и воспроизведение НЧ.

Площадь диффузора и воспроизведение НЧ.

Вопрос вот в чем, уважаемые мои форумчане:
В аннотациях и рецензиях к акустике часто пишут такую вещь: "Для того, чтобы сохранить нижнюю граничную частоту (НЧ) и с целью уменьшения отражения звуковых волн, а также из эстетических соображений, вместо одного НЧ динамика диаметром Х применены два динамика 1/2 Х, что равноценно."
Так вот, братва, меня терзают смутные сомнения, что площадь диффузора прямо пропорциональна в разных динамиках к отдаче на НЧ.

Пожалуйста выскажитесь только вежливо, по отношению друг к другу, я попозже подойду, ОК?

ИМХО:
1Х38см всё таки будет больше воздуха качать чем 2Х19см...
Сам давным давно перед покупкой сравнивал Yamaha YST-305 vs. YST-SW320...

Если кто не в курсе то в 305-м 2 по 20см - они уступали одной 254-й в 320-й ямахе icon_lol.gif

Суть в принципе понятна ! Пусть хоть вы поставите 20шт 20см динамиков давление то они создадут , а реальности на 100% в жизни не добьётесь! Дело в том что давление давлением, а я люблю лапух с жестким подвесом и диффузором из целулозы и см так 38(короткоход), он даже на очень маленькой громкости даёт реализм. Современный динамик 20 см + полипропиленовый подвес + сам купол из всякой хрени ,что он может дать? Какой там нафиг реализм, какая там правильная подача? Давление не более! Вы в жизни хоть раз видели барабаны со слабо натянутым материалом или на подвесе? Приблизится они могут к натуралу , но отыграть на уровне настоящих никогда!

Re:

Alekx127 писал(а):
Суть в принципе понятна ! Пусть хоть вы поставите 20шт 20см динамиков давление то они создадут , а реальности на 100% в жизни не добьётесь! Дело в том что давление давлением, а я люблю лапух с жестким подвесом и диффузором из целулозы и см так 38(короткоход), он даже на очень маленькой громкости даёт реализм. Современный динамик 20 см + полипропиленовый подвес + сам купол из всякой хрени ,что он может дать? Какой там нафиг реализм, какая там правильная подача? Давление не более! Вы в жизни хоть раз видели барабаны со слабо натянутым материалом или на подвесе? Приблизится они могут к натуралу , но отыграть на уровне настоящих никогда!

Смысл вы не поняли; один динамик большего диаметра эффективнее 2-х поменьше...

Re:

Рустам Мифтахов писал(а):
Alekx127 писал(а):
Суть в принципе понятна ! Пусть хоть вы поставите 20шт 20см динамиков давление то они создадут , а реальности на 100% в жизни не добьётесь! Дело в том что давление давлением, а я люблю лапух с жестким подвесом и диффузором из целулозы и см так 38(короткоход), он даже на очень маленькой громкости даёт реализм. Современный динамик 20 см + полипропиленовый подвес + сам купол из всякой хрени ,что он может дать? Какой там нафиг реализм, какая там правильная подача? Давление не более! Вы в жизни хоть раз видели барабаны со слабо натянутым материалом или на подвесе? Приблизится они могут к натуралу , но отыграть на уровне настоящих никогда!

Смысл вы не поняли; один динамик большего диаметра эффективнее 2-х поменьше...

Тык я вроде там и ответил icon_rolleyes.gif
Просто ещё малость прихватил.

Цитата:
Просто ещё малость прихватил.
Видать хорошо прихватили.

А что трудно посчитать площадя дифузоров?

1 дин. 30см, площадь = 15*15*3,14=707см2
2 дин 15см, площадь = 7,5*7,5*3,14*2=353см2,
то есть площадь двух динамиков 1/2Х в два раза меньше ,чем динамика 1Х, согласитесь далеко не одно и то же. icon_biggrin.gif

stas6888 всё правильно описал, ИМХО (те, кто подкладывает подушечки под кабеля, не поймут, думаю) icon_biggrin.gif

Re:

stas6888 писал(а):
А что трудно посчитать площадя дифузоров?

1 дин. 30см, площадь = 15*15*3,14=707см2
2 дин 15см, площадь = 7,5*7,5*3,14*2=353см2,
то есть площадь двух динамиков 1/2Х в два раза меньше ,чем динамика 1Х, согласитесь далеко не одно и то же. icon_biggrin.gif


Стас, будешь на форуме Профессором математики! (Это я по-доброму).
Всё правильно поняли, парни!

Однако интересует принципиальный вопрос и ВАШЕ мнение по этому поводу:

1) Сохранится ли нижняя граничная частота (предположим 40 гц., по уровню -3 дб.), если в исходном варианте её воспроизводил динамик 30 см (беру пример Стаса),
а его в ящике такого же объема (но не размеров, передняя панель Уже), заменили на 2 по 15 см?

была похожая ж тема недавно. как раз в частоте резонанса и дело. ну и в свою очередь в нижней граничной частоте. один большой всегда будет играть ниже, чем несколько маленьких, соответствующих ему по площади. взять для примера те же Систем Аудио 1750 и Проак Студио 130.

Несколько головок НЧ применяют для уменьшения хода диффузора при сохранении чувствительности (звукового давления,по сути) Данная схема очень требовательна к идентичности головок,посему либо - дорого,либо - мерзко. Да,бОльшие диффузоры - предпочтительнее,но у них такой параметр как Vas порой переходит все разумные пределы.Ну не каждый согласится иметь в квартире монстра с объёмом в сотни литров.
Можно увеличить вес диффузора,таким образом понизив частоту механического резонанса,но это приведёт к уменьшению чувствительности,что не есть гут. Посему и нет до сих пор ОДНОГО решения этой проблемы.

а при увеличении числа небольших динамикив объем ящика то же же растет? или все еж меньше чем для крупного диффузора?

На качество и глубину баса влияет не только размер головки, но и многое другое. Но в потенциале один хороший большой лапух в правильном объёме качает бас лучше чем несколько небольших в какой-нибудь "шпале". Особенно это важно для ГЛУБИНЫ и МАСШТАБА баса. Я вообще не рассматриваю серьёзно головки меньше 8", только с этого размера можно получить более-менее нормальный бас. А ущербные компромиссы пусть используют те, кому важнее дизайн и "стройность"... Если акустика не играет нормально ниже 50 гц., то для меня это не акустика!... А другие пусть решают для себя сами, что им важнее... icon_wink.gif

Re:

Прокоп Поцарапай-дискин писал(а):
На качество и глубину баса влияет не только размер головки, но и многое другое. Но в потенциале один хороший большой лапух в правильном объёме качает бас лучше чем несколько небольших в какой-нибудь "шпале". Особенно это важно для ГЛУБИНЫ и МАСШТАБА баса. Я вообще не рассматриваю серьёзно головки меньше 8", только с этого размера можно получить более-менее нормальный бас. А ущербные компромиссы пусть используют те, кому важнее дизайн и "стройность"... Если акустика не играет нормально ниже 50 гц., то для меня это не акустика!... А другие пусть решают для себя сами, что им важнее... icon_wink.gif


ГЛУБИНА, как я понимаю, это нижняя граничная частота воспроизведения предположим, по уровню - 3дб. А что такое МАСШТАБ баса?

Re:

Energy писал(а):
Прокоп Поцарапай-дискин писал(а):
На качество и глубину баса влияет не только размер головки, но и многое другое. Но в потенциале один хороший большой лапух в правильном объёме качает бас лучше чем несколько небольших в какой-нибудь "шпале". Особенно это важно для ГЛУБИНЫ и МАСШТАБА баса. Я вообще не рассматриваю серьёзно головки меньше 8", только с этого размера можно получить более-менее нормальный бас. А ущербные компромиссы пусть используют те, кому важнее дизайн и "стройность"... Если акустика не играет нормально ниже 50 гц., то для меня это не акустика!... А другие пусть решают для себя сами, что им важнее... icon_wink.gif


ГЛУБИНА, как я понимаю, это нижняя граничная частота воспроизведения предположим, по уровню - 3дб. А что такое МАСШТАБ баса?

Это когда большой барабан не кажется пионерским, орган - аккордеоном, а контрабас - гитарой... icon_wink.gif

Re:

Прокоп Поцарапай-дискин писал(а):
Energy писал(а):
Прокоп Поцарапай-дискин писал(а):
На качество и глубину баса влияет не только размер головки, но и многое другое. Но в потенциале один хороший большой лапух в правильном объёме качает бас лучше чем несколько небольших в какой-нибудь "шпале". Особенно это важно для ГЛУБИНЫ и МАСШТАБА баса. Я вообще не рассматриваю серьёзно головки меньше 8", только с этого размера можно получить более-менее нормальный бас. А ущербные компромиссы пусть используют те, кому важнее дизайн и "стройность"... Если акустика не играет нормально ниже 50 гц., то для меня это не акустика!... А другие пусть решают для себя сами, что им важнее... icon_wink.gif


ГЛУБИНА, как я понимаю, это нижняя граничная частота воспроизведения предположим, по уровню - 3дб. А что такое МАСШТАБ баса?

Это когда большой барабан не кажется пионерским, орган - аккордеоном, а контрабас - гитарой... icon_wink.gif
Намекаешь на свои дубы?

Как-бы тебе не было это противно, но у нас, как раз с этим, всё в полном порядке!... icon_wink.gif

Re:

Прокоп Поцарапай-дискин писал(а):
На качество и глубину баса влияет не только размер головки, но и многое другое. Но в потенциале один хороший большой лапух в правильном объёме качает бас лучше чем несколько небольших в какой-нибудь "шпале". Особенно это важно для ГЛУБИНЫ и МАСШТАБА баса. Я вообще не рассматриваю серьёзно головки меньше 8", только с этого размера можно получить более-менее нормальный бас. А ущербные компромиссы пусть используют те, кому важнее дизайн и "стройность"... Если акустика не играет нормально ниже 50 гц., то для меня это не акустика!... А другие пусть решают для себя сами, что им важнее... icon_wink.gif

8" в топку! от 12" icon_wink.gif

Наверно правильнее будет переформулировать вопрос. Не 1 большой дин и два по1/2 диаметра, а 1 большой и два по 1/2 площади излучения.
Я сам напрямую не сравнивал, но считается, что 1 большой даст бОльшую глубину баса, а два дина поменьше лучше отыграют мидбас. Это при условии, что динамики из одной линейки или схожие по параметрам.

Наверно правильнее будет переформулировать вопрос. Не 1 большой дин и два по1/2 диаметра, а 1 большой и два по 1/2 площади излучения.
Я сам напрямую не сравнивал, но считается, что 1 большой даст бОльшую глубину баса, а два дина поменьше лучше отыграют мидбас. Это при условии, что динамики из одной линейки или схожие по параметрам.
============
ага, один 20см или два диаметром 14.142136см
проверить -не реально, это разные отдачи,разные резонансные частоты, разный объем ящиков....

Я вот долго не мучился! Взял два НЧ по 300мм каждый и "втулил" по одному в АС. С объёмом не мудрил - 160 литров(каждому,как говорил Моргунов)

Опять хочется напомнить фразу англичанина из лесковского "левши" про то, что мы, русские, хорошие мастера, но плохо умеем считать(очень не дословно, но смысл угадывается). Блоху то подковали, да заводная пружинка была рассчитана на конкретный вес нимфазории, и она-таки не стала больше дансе танцевать. icon_rolleyes.gif

Ну если Вы про меня - то зря. Считать я умею. У моих динамиков результирующая добротность 0.8,а следовательно они годятся только на "безразмерный экран". С учётом параметра Vas и был выбран именно этот объём,в результате я получил "сложеный безразмерный экран".Задемпфировать подобный монстр было проблематично,посему - двойные стенки и по пять вёдер песка в каждую АС. СЧ/ВЧ вынесены в отдельный объём.

Re:

Jazz_63 писал(а):
Ну если Вы про меня - то зря. Считать я умею. У моих динамиков результирующая добротность 0.8,а следовательно они годятся только на "безразмерный экран". С учётом параметра Vas и был выбран именно этот объём,в результате я получил "сложеный безразмерный экран".Задемпфировать подобный монстр было проблематично,посему - двойные стенки и по пять вёдер песка в каждую АС. СЧ/ВЧ вынесены в отдельный объём.


Ладно, братцы, охолоните!
Сейчас расскажу, почему вообще ветку создал. Вопрос не в воспроизведении НЧ в целом, а в конкретном споре между мной и одним моим знакомцем. Он утверждает, что полочники для современной комнаты до 30 кв.м. вполне достаточны, что большинство фонограмм вообще не содержит НЧ ниже 50 Гц, поэтому "лопухи" не нужны, можно заменить их на 2 динамика меньшего размера или вообще одного хватит. Я придерживаюсь противоположной точки зрения.

Диапазон концертного рояля "стартует" от 27,5 Гц,не намного выше "стартуют" контрабас,туба и прочие.Хотя Ваш знакомый прав вот в чём...Хорошие полочники даже без поддержки саба в паре с хорошим УНЧ умеют весьма низко звучать,но масштабности от них ожидать трудно,вот в чём проблема! Ведь не зря в серъёзной АС всегда найдётся место для одного-двух НЧшников по 200мм как минимум

Цитата:
Он утверждает, что полочники для современной комнаты до 30 кв.м.

Вполне может быть. Хотя 30 м2 - это явный перебор. Производители колонок указывают в паспортах рекомендуемую площадь для озвучки. А ещё я где-то читал, что у полочников в целом более правильный тональный баланс.

Цитата:
большинство фонограмм вообще не содержит НЧ ниже 50 Гц

В область низкочастотного баса попадают послезвучия и обертоны акустических инструментов (пусть послушает запись органа в нижнем регистре и понаблюдает за работой вувера)

Цитата:

поэтому "лопухи" не нужны, можно заменить их на 2 динамика меньшего размера или вообще одного хватит

Интересно, много ли на свете полочников "с 2-мя динамиками меньшего размера" icon_smile.gif ?

Вот что пишет по данному поводу бесконечно дорогой Рауль Санчес:

Правда ли, что хороший, «настоящий» бас можно получить только на АС с большими басовиками-лопухами сантиметров по 30 в диаметре?

Количество баса от размера диафрагмы практически не зависит. Количество баса зависит в основном от мягкости (гибкости) подвесной системы НЧ-динамика и объема акустического оформления (корпуса), на который этот самый динамик нагружен. В общем случае — чем мягче подвес и больше кузов, тем больше баса.

В чем же тогда смысл больших басовиков-лопухов?

От размера басовика зависят только чувствительность АС и масштабность звучания.

Почему одни АС звучат широко и открыто, а другие зажато и мелко?

Все дело в так называемой масштабности звучания, целиком и полностью определяющейся размерами НЧ-секции АС. Масштабность — это физическое ощущение перемещаемых воздушных масс. АС с маленькими басовиками (до 20см в диаметре) — даже если их несколько — никогда не будут звучать масштабно. Такие АС могут звучать громко, сочно, мясисто, панчово, но масштабно и «крупно», «по-взрослому» — никогда. Любой сравнительно плоский, жесткий и относительно крупный предмет может приводить воздух в движение — вопрос лишь в полезной площади. Практика показывает, что диафрагмы небольшой площади испытывают определенные трудности с перемещением воздуха, поскольку вместо того, чтобы «толкать» воздух, они как бы движутся «сквозь» него, смещая, раздвигая его в стороны. Поэтому чем больше по площади диафрагма, тем меньше «проскок» и больше «толчок». А происходит это потому, что воздуху, находящемуся в центральной части диффузора с большим диаметром, сложнее «разбежаться» по сторонам, чтобы «освободить место» для движения диафрагмы, а потому ему не остается ничего другого, кроме как двигаться вместе с диафрагмой. Практика показывает, что масштабность звучания начинает проявляться лишь с диффузоров площадью от 400см2 (т.е. от 23 см в диаметре) и выше — чем больше площадь (диаметр), тем больше масштабность. При этом много одинаковых диффузоров маленького диаметра (как, например, в конструкциях vertical array) никогда не дадут той масштабности, какую обеспечит один-единственный басовик такой же суммарной площади — по причинам, описанным выше. Путем применения нескольких НЧ-динамиков малого размера можно поднять лишь чувствительность АС, но не более того.


Маленькое замечание: поправка делатется на озвучиваемую площадь. В 15 м2 обладатель "большого лопуха" (одного или нескольких) рискует получить гудёж уже на маленькой громкости. Напротив, полочники с крупными (и качественными!) среднечастотниками отыграют хорошо.

у меня в 15кв.м играют НЧ по 300мм,нагруженные на "не детский" оконечник UHER
Да,резонанс комнаты - подпевает.Но - не катастрофично.

Да не вопрос. Главное в том, чтобы народ бездумно не гнался за "лопухами".
Когда я выбирал АС - рассуждал точно так же. Правда, покупкой остался доволен по сей день.
Хочу сказать, что не стоит ограничивать выбор колонок только напольниками из-за боязни "остаться без баса".

Re:

StasFM писал(а):
Да не вопрос. Главное в том, чтобы народ бездумно не гнался за "лопухами".
Когда я выбирал АС - рассуждал точно так же. Правда, покупкой остался доволен по сей день.
Хочу сказать, что не стоит ограничивать выбор колонок только напольниками из-за боязни "остаться без баса".

Вот именно! Ведь есть ещё СЧ и ВЧ icon_lol.gif (БЕЗ ОБИД, ЭТО ШУТКА icon_wink.gif )
Хотя эту шутку можно повернуть ! Ведь есть музыкальный материал где низы практически не нужны.
Цитата:
Количество баса от размера диафрагмы практически не зависит.
Практически нет(и то очень спорно), а вот качество и реализм ДА!

Re:

stas6888 писал(а):
А что трудно посчитать площадя дифузоров?

1 дин. 30см, площадь = 15*15*3,14=707см2
2 дин 15см, площадь = 7,5*7,5*3,14*2=353см2,
то есть площадь двух динамиков 1/2Х в два раза меньше ,чем динамика 1Х, согласитесь далеко не одно и то же. icon_biggrin.gif
А зачем, почему именно такие цифры взял, 30 и 15 сантиметров?

Два динамика 15 см примерно эквивалентны одному но 21 см. Вот именно такая "эквивалентная замена" одного на два меньшего диаметра и имеется в виду.

Re: Площадь диффузора и воспроизведение НЧ.

Energy писал(а):
Вопрос вот в чем, уважаемые мои форумчане:
В аннотациях и рецензиях к акустике часто пишут такую вещь: "Для того, чтобы сохранить нижнюю граничную частоту (НЧ) и с целью уменьшения отражения звуковых волн, а также из эстетических соображений, вместо одного НЧ динамика диаметром Х применены два динамика 1/2 Х, что равноценно."
Так вот, братва, меня терзают смутные сомнения, что площадь диффузора прямо пропорциональна в разных динамиках к отдаче на НЧ.
И неправильно изложены преимущества применения нескольких НЧ динамиков (а они - есть, впрочем как и свой недостаток). И где же это, написали именно так "два динамика 1/2 Х что равноценно"(с)? А может про 1/2 - там было, да не про диаметр динамика, а про его площадь? И какие ещё "отражения"? И при чём тут "эстетика"? Впрочем, раз уж это не в специальной инженерной со всеми выкладками да формулами литературе, а в каких от маркетинга материалах, да в каких "популярных журналах"... то там - бывает, бывает и чудное пишут.

А вот заменить один большой двумя малыми, и сохранив нижнюю граничную частоту, это оно, конечно - можно. И даже ничуть не сложно, и даже, для того ничего такого особенного придумывать не надо. Ведь "нижняя граничная частота", она - вовсе не от диаметра динамиков зависит, а определяется - другим, такими параметрами (из низкочастотной модели Тилли-Смола) как "резонннсная частота динамика в акустическом оформлении" и "полная добротность динамика в акустическом оформлении".

Теперь: хотя при малом диаметре и возрастают так называемые "переходные потери" и "эффективный диаметр диффузор" снижается и даже сверхпропорционально снижению физического диаметра диффузора, и соответственно (если при прочем равном) то несколько падает КПД излучателя и на НЧ особенно... Но, но, но... Но это всё только про тот случай, когда мы имеем, когда рассматриваем - единственный динамик, сравниваем один "большой" с одним же "маленьким". Но вот два (или несколько) меньшего диаметра, будучи распложенных более-менее рядом, в этом смысле примерно эквивалентны одному с диаметром диффузора в корень из двух раз большему. А три динамика, если по этой части, то будут эквивалентны одному но уже диаметром в корень из трёх раз большему.

Ещё вот о чём, о "поршневом обьёме". От "поршевого обьема излучателя" (произведение эффективной площади излучателя на максимальный рабочий ход головки), кое что да и зависит. Но вовсе не "нижняя граничная частота", а другое, тоже интересное, а именно "перегрузочная способность динамика на НЧ" (способность создать высокое звуковое давление на НЧ без перегрузки). То есть даже один, всего один динамик малого диаметра (при соответствующих параметрах) может играть - низко, но только если не пытаться заставлять играть акустику - громко. Но, опять же: да за счёт чего бы этот самый "поршневой обьём" не был бы получен (применением ли диффузора большего диаметра, или же использованием головки с большим ходом диффузора, или же применением нескольких головок), для перегрузочной способности - разницы нет. Несколько динамиков малого диаметра могут иметь "суммарный поршневого объём" не хуже чем у одного "лопуха", и само сбой, и по перегрузочной способности могут быть и эквивалентны одному большому, и превосходить.

Re:

максимыч писал(а):
как раз в частоте резонанса и дело. ну и в свою очередь в нижней граничной частоте. один большой всегда будет играть ниже, чем несколько маленьких, соответствующих ему по площади.
Ой неверно. icon_smile.gif Маленький динамик может иметь, ему возможно обеспечить - любую резонансную частоту, запросто и низкую (если конструктор того пожелает).

Впрочем, и большой может иметь – любую, и высокую частоту и даже собственного низкочастотного резонанса (если подвес жёсткий), и скажем, если взять да и поместить большой динамик в слишком маленький для него корпус, то слишком сильно возрастает и "добротность динамика в акустическом оформлении" (вплоть до значений неприемлемых), и его "частота собственного низкочастотного резонанса в акустическом оформлении" (которая на самом то деле тут и важна).

максимыч писал(а):
а при увеличении числа небольших динамикив объем ящика то же же растет? или все еж меньше чем для крупного диффузора?
От числа динамиков не зависит, зависит от "суммарной площади диффузоров" (всех, сколько их есть, НЧ динамиков). Да ещё от кое-чего - от добротностей, от электрической, механической, полной добротностей динамика. На практике, если при расчёте корпуса под уже имеющийся динамик, то имея в виду то, что полная добротность динамика в акустическом оформлении возрастает, объём корпуса определяют прежде всего исходя из требуемой "полной добротности динамика в акустическом оформлении".

А вообще… а схема "два динамика меньшего диаметра", в сравнении с "одним с тем же рабочим ходом да с диаметром в 1,41 раз большим" имеет как потенциальные преимущества, так и потенциальные недостатки. Да вовсе не в части именно "мощи" баса их следует искать, по части нижней границы да перегрузочной способности особой разницы между этими вариантами нет.

Преимущества схемы "два (или несколько) динамиков меньшего размера":
1) При нескольких малых динамиках возможно обеспечить "поршневой характер излучения" не только для низкой, но и в более широком диапазона частот (или - близкий к поршневому, переходный, т.е. такой, при котором диффузор хоть и работает уже не как "единое целое" (для высоких частот работает уже заодно и как гибкий подвес), но излучение различных участков диффузора таки ещё более-менее – синфазно, и ещё без откровенной "отсебятины", колебаний связанных с резонансными свойствами диффузора да никак не с сигналом от усилителя). Соответственно возможно поднять верхнюю граничную частоту динамика, снизить призвуки в верхней части отведенного для НЧ динамика диапазона. Это преимущество более значимо для двухполосных систем, в каких, к тому же, оказывается ещё и возможным поднять частоту раздела НЧ и ВЧ секций (области в которой искажения увы неизбежно, более или менее но всегда повышены), и "увести" раздел подальше от СЧ, области наибольшей, наших любимых ушей, чувствительности к искажениям. Да и в трёхполосных конструкциях таки проще качественно согласовать излучение НЧ и СЧ секций. И... Собственно говоря: два динамика меньшего размера подобны одному большему (большему в 1,41 раза) но с двумя катушками и двумя магнитными системами, и соответственно с более "короткой" и "тесной" связью катушек с излучающей поверхностью.
2) При меньшем диаметре диффузора возможно сконструировать предельно лёгкий диффузор, и, тем (правда несколько пожертвовав нижней граничной частотой), и при прочем равном конечно, возможно получить лучшую динамику, меньший уровень фазовых, гистерезисных искажений. Но и иначе - тоже возможно. Если того пожелаешь, то более тяжёлым диффузор сделать - никак не проблема, и вполне возможно получить и резонансную частоту, и нижнюю граничную частоту как и у колонки с одним "лопухом", и даже и ниже. Тут "своя рука владыка". Свобода. Выбирай любой компромисс, хочешь - греби в сторону максимально возможного снижения искажений, а хочешь - в сторону снижения нижней граничной частоты. А вот в случае динамика большего размера, выбора - особенно то и нет, ведь для большого диффузора проблематично обеспечить жёсткость, и диффузор придётся делать потолще, и он по любому не будет особенно лёгким.
3) При нескольких малых динамиках выше равномерность излучения динамиков в горизонтальной плоскости, и, соответственно и шире зона в которой нет просадки CЧ, и шире зона в которой наблюдается качественный стереоэффект. Ну этот пункт, естественно, более касается двухполосников, в классических трёхполосных конструкциях СЧ всё одно излучает другой динамик, так или иначе относительно небольшого диаметра.
4) Отвод тепла от двух катушек будет более эффективен чем от одной. Соответственно снижаются и тепловые деформации, и опасность перегрева.

Недостатки:
1) Да просто: при прочем равном (скажем при применении сходного уровня технологий) несколько динамиков меньших диаметров таки будут стоить дороже чем один эквивалентный по поршневому объёму большой. Мани, мани, моней. icon_smile.gif И если мани есть, то их, мани, всегда можно вложить - по разному. Можно в схему "два динамика меньшего размера", а можно и во что-то другое (в то что, кому - покажется более значимым, ещё более полезным). Скажем, кто посчитает что, чем в два динамика, деньги выгоднее, лучше вложить - в корпус, али при конструировании собственно динамика где какие более дорогие технологии применить (скажем медные кольца, или редкоземельные сплавы, или там сплавы с высокой индукцией насыщения...). А в обчем, если бы у всех спецов, да и мнение о том "что эффективней", "во что лучше, выгодней, эффективней деньги вложить" - были бы одинаковым... Да ещё, если бы спецы ориентировались бы исключительно только на "акустическую правду", а не ещё, маркетинг блин, и на "мнения да представления покупателей", у каких и хорошем звуке бывают представления весьма разные, и о различных инженерных предметах - свои представления, разные, и могут быть и вовсе наивными... То тогда бы... а тогда бы все грамотно сконструированные колонки были бы одинаковые.

Вот так вот, примерно. Если без гадания и мистики. icon_biggrin.gif И это... чем - рассуждать... а колонки, таки, если по моему скромному - слушать надо. А всё поскольку всегда можно сделать дрянь. icon_smile.gif Хоть дрянь - с одним низкочастотником, хоть дрянь - с двумя, хоть - с относительно мягкими (но зато относительно хорошо задемпфированными, и с более высокой дисперсией акустической волны), хоть - с жёсткими, там магниевыми, хоть с фильтрами первого порядка, хоть с фильтрами высокого порядка... Каждое из решений, на самом деле имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И давно уже как открытые, и спецам известные. Да и - особенности, скажем одно решение часто "тянет" за собой необходимость применения других (вот, например, определённо нехорошо сочетать диффузоры из жёстких материалов и фильтры низкого порядка). Но при любых решениях, конструируя неграмотно, неудачно, предлагая неудачные сочетания параметров, компромиссов, да просто - всё не расчитав, не подобрав... дрянь то, её всегда сделать возможно. icon_biggrin.gif

несколько динамиков меньших диаметров таки будут стоить дороже чем один эквивалентный по поршневому объёму большой.
=========
очень спорное утверждение...