Форум
Домашний кинотеатр

Как расположить тыловые колонки? Два варианта.

Как расположить тыловые колонки? Два варианта.

Приветствую, уважаемых форумчан. Помогите определиться с расположением тылов.

Комната 4 на 3,5 метра (14 м2), потолок 2,5. Диван 215 см, длинной стороной стоит вплотную к стене, от нее же отстоит справа на 15 см (стояк отопления, шторы).


Рассматриваю два варианта расположения тыловой акустики.
1. Использовать полочники c передним диффузором (к примеру MA Bronze BR2). Подвесить их на высоте около 2-х метров, направить друг на друга и немного вниз. Расстояние между колонками около 2-х метров.
(нашел на просторах сети).

2. Использовать бипольную акустику (например, MA BRFX), расположить на высоте около 1,8 м. Расстояние между колонками 1,2 м.


Первый вариант появился из статьи на ixbt о расположении акустики.
Второй где-то на форумах. Корректно ли использование бипольников во втором варианте? Вообще то они должны располагаться на боковых стенах.

Что скажете?
На каком варианте лучше остановится? Что не правильно в них?
Необходимо заложить провода в перегородку и вывести в нужном месте, потому с расположением колонок нужно определится сейчас.
Тылы будут использоваться исключительно для кино.

UPD: Перезалил картинки на другой хостинг.

Re: Как расположить тыловые колонки? Два варианта.

andrmnk писал(а):
Приветствую, уважаемых форумчан. Помогите определиться с расположением тылов.

Комната 4 на 3,5 метра (14 м2), потолок 2,5. Диван 215 см, длинной стороной стоит вплотную к стене, от нее же отстоит справа на 15 см (стояк отопления, шторы).


Рассматриваю два варианта расположения тыловой акустики.
1. Использовать полочники c передним диффузором (к примеру MA Bronze BR2). Подвесить их на высоте около 2-х метров, направить друг на друга и немного вниз. Расстояние между колонками около 2-х метров.
(нашел на просторах сети).

2. Использовать бипольную акустику (например, MA BRFX), расположить на высоте около 1,8 м. Расстояние между колонками 1,2 м.


Первый вариант появился из статьи на ixbt о расположении акустики.
Второй где-то на форумах. Корректно ли использование бипольников во втором варианте? Вообще то они должны располагаться на боковых стенах.

Что скажете?
На каком варианте лучше остановится? Что не правильно в них?
Необходимо заложить провода в перегородку и вывести в нужном месте, потому с расположением колонок нужно определится сейчас.
Тылы будут использоваться исключительно для кино.



Для лучшего звучания,расположение тыловых колонок должно быть на уровне уха сидящего слушателя,примерно 70-90 см от пола,в зависимости от высоты самих колонок,и кресел для слушателей.На высоте 2-2,5метра звук не будет напрвлен на слушателя и создаваемое звуковое поле будет сильно нарушено,не будет целостности звучания,задуманных звукорежисёром при создании звуковых дорожек к фильмам.
Если в системе 5 каналов и комната довольно большая,то вполне резонно использования в качестве тыловых АС биполярных колонок,но всегда надо помнить,что такие АС плохо справляются с многоканальным музыкальным звучанием.
Правда,если не планируется прослушивание SACD,DVD-A или обычных CD в многоканальном варианте,то такие колонки в кинозвуке придадут больше объёма звучанию кино.

Тылы будут использоваться исключительно для кино.
Если так,то я бы предпочел би-поли.
"Корректно ли использование бипольников во втором варианте? Вообще то они должны располагаться на боковых стенах."- когда речь идет о 7-и,то да. А если 5,то вполне могут лучший эффект выдать.Лучше попробовать и принимать решение в своей комнате..
Но расстояние между ними выставил,как в первом варианте...
То есть,если речь идет о "закладке кабеля",то лучше заложить его как в первом варианте (2 м между колонками все же получше,чем 1 метр..).
Высота 1.8 или 2.0. не суть важна,если цеплять на кронтштейн-почти все они крутятся во все стороны и углы наклона.Но это решение для би-полярника не подходит,только обычный порлочник...
В идеале конечно лучше закрепить на высоте,как написал Алекс...но если нет возможности так низко крепить,тогда компромисс:цепляете верху и обычный полочник в наклоне на шарнире..

Re: Как расположить тыловые колонки? Два варианта.

Alex27. писал(а):

Для лучшего звучания,расположение тыловых колонок должно быть на уровне уха сидящего слушателя,примерно 70-90 см от пола,в зависимости от высоты самих колонок,и кресел для слушателей.

В моем случае, к сожалению, расположение тылов на такой высоте не приемлемо, т.к. колонки будут около самых ушей слушателей.
Alex27. писал(а):

На высоте 2-2,5метра звук не будет напрвлен на слушателя и создаваемое звуковое поле будет сильно нарушено

Надеюсь данный недостаток скомпенсировать направлением колонок немного вниз.

Re:

Ruslan Z. писал(а):

Если так,то я бы предпочел би-поли.
То есть,если речь идет о "закладке кабеля",то лучше заложить его как в первом варианте (2 м между колонками все же получше,чем 1 метр..).

В таком случае получится примерно вот так:

Высота 1,8 м, между колонками по осям 1,85 м. Немного смущает, что расстояние от правого бипольника до стены совсем небольшое, в отличие от левого, звуковые волны то будут отражаться по разному.
Ruslan Z. писал(а):

тогда компромисс:цепляете верху и обычный полочник в наклоне на шарнире..

Отлично, тогда осталось определится что-же лучше использовать для тылов. Бипольники, как я понимаю, дадут немного размытую и ненаправленную звуковую картину, в отличие от направленных полочников.
Что же предпочесть, вот в чем вопрос. icon_smile.gif

Вы говорите о музыке (в многоканале) или кино?
Если речь все же о кино,то во-первых автонастройка ресивера выравняет все.Если что-то не будет устраивать после автонастройки-вручную дошлифуете детали...как правило,проблем не бывает.
Во-вторых,в кино речь идет об эффектах окружающего звучания (в основном-фоновый шум),поэтому говорить о направленности или размытости нет особого толка.Разве что я бы порекомендовал все же крепить тылы на кронштейн, не намертво к стене.
Да и особенно не надо мучиться с выбором: удобнее вам в квартире выше закрепить-берите обычный полочник на кронштейн и в наклоне.

А на вашем месте призадумался скорее о фронтах.Если они будут выставлены так,как на рисунке-то на мой взгляд очень узковато,по возможности лучше развести шире,насколько возможно...Вот там вас ждут мучения и пробы. icon_sad.gif

Цитата:
Для лучшего звучания,расположение тыловых колонок должно быть на уровне уха сидящего слушателя,примерно 70-90 см от пола,в зависимости от высоты самих колонок,и кресел для слушателей.На высоте 2-2,5метра звук не будет напрвлен на слушателя и создаваемое звуковое поле будет сильно нарушено,не будет целостности звучания,задуманных звукорежисёром при создании звуковых дорожек к фильмам.

К сожалению Alex 27. вынужден с Вами не согласиться. Тыловые АС должны располагаться выше уровня уха девайса (т.е. прослушивающего)
icon_smile.gif
Доказывать не буду, но как один из примеров: придя в кинотеатр Вы наверняка замечали уровень АС окружающего звучания выше уровня ушей...

Рустам Мифтахов
Тыловые АС должны располагаться выше уровня уха девайса (т.е. прослушивающего)

Доказывать не буду, но как один из примеров: придя в кинотеатр Вы наверняка замечали уровень АС окружающего звучания выше уровня ушей...


В кинозале АС висят выше (намного выше) по совершенно другим причинам. icon_wink.gif Я это уже объяснял, почему, не помню, вам, или ещё кому. В кинозале просто нет возможности повесить АС во-первых, все на одном уровне, а во-вторых, тем более на уровне ушей зрителей.

Re:

[quote="Рустам Мифтахов"]
Цитата:

К сожалению Alex 27. вынужден с Вами не согласиться. Тыловые АС должны располагаться выше уровня уха девайса (т.е. прослушивающего)
icon_smile.gif
Доказывать не буду, но как один из примеров: придя в кинотеатр Вы наверняка замечали уровень АС окружающего звучания выше уровня ушей...

Если не заботиться о точном позиционировании звуковых эффектов, и не думать о бесшовности эвукового "поля" в кино,то АС можно размещать как угодно,и система автокалибровки в ресивере частично поможет исправить положение(но её возможности тоже не безграничны),ну, а если хотите получить то звучание,которое задумывалось при создании фильма,то акустику надо распологать правильно! icon_lol.gif
Про конозал говорить нет никакого смысла,т.к. количество громгоговорителей там совсем другое,да и цели другие:надо озвучить более или менее огромный зал,а если размещать громкоговорители в таком зале на уровне ушей слушателя,то звук будет "стелиться" по полу,а общее звучание в кинозале-отвратным. icon_lol.gifЕсли в домашнем кинотеатре разместить все АС правильно,и всё точно настроить,то сильно удивитесь тому,на сколько изменится звучание в лучшую сторону. icon_lol.gif

Рустам Мифтахов
Уважаемый, вы сами-то внимательно читали? Основная рекомендация даже там, куда вы нас послали выглядит так: Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели. Вариант с расположением тыловых АС выше слушателя так же вполне однозначно описан, цитирую: Если позволяет место, то закрепите колонки на 60-90 см выше положения головы зрителя. Это позволит минимизировать локализацию тыла.
Вообще про эти "рекомендации" - более-менее выглядит разве что на пульте.ру, остальные бездумно перепечатали друг у друга "универсальные рекомендации", основная мысль, взятая для этой рекомендации - отсутствие места под тылы в условиях городской квартиры. Вполне естественно в таком случае выглядит рекомендация располагать тылы выше, однако это не является изначальным условием, это, скажем так, общая рекомендация для большинства ДК (ибо именно в большинстве случаев места под тылы нет - почти всегда в условиях квартиры нельзя расположить тылы на 1,5-2 метра от слушателя, чтобы выстроить их по идеалу - на одной линии).
И если уж вам так нравится читать рекомендации - сходите уже на первоисточник. icon_wink.gif

Всем спасибо за внимание и за ответы.
Все больше склоняюсь к варианту с бипольниками.
Нашел в интернете пару интересных кадров, похоже, что они предрешили мой выбор.

Что скажете по поводу такого размещения? Лично мне нравится. icon_smile.gif
Купил кабель, на hi-fi разводится не стал, взял профессиональный спикерный, Klotz LY225T 2x2,5mm2, 85р/м. Вот-вот начну его закладывать.

Re:

Серёга писал(а):
Рустам Мифтахов
Тыловые АС должны располагаться выше уровня уха девайса (т.е. прослушивающего)

Доказывать не буду, но как один из примеров: придя в кинотеатр Вы наверняка замечали уровень АС окружающего звучания выше уровня ушей...


В кинозале АС висят выше (намного выше) по совершенно другим причинам. icon_wink.gif Я это уже объяснял, почему, не помню, вам, или ещё кому. В кинозале просто нет возможности повесить АС во-первых, все на одном уровне, а во-вторых, тем более на уровне ушей зрителей.



Мне лично пофиг,что, где, как висит.Важно как звучит.А в кинотеатре звук -ДАЙ БОЖЕ!!!! Поэтому с вашими театриками до уровня кинозала ой как далеко! А так вешайте где хотите: выше ушей,ниже ушей-ГЛАВНОЕ НЕ МИМО УШЕЙ!!!

Цитата:
ГЛАВНОЕ НЕ МИМО УШЕЙ!!!
Как угодно...

НИ когда производитель не рекомендовал Сураунды и тылы вешать на уровне ушей. Только ВЫШЕ http://www.ixbt.com/dvd/ht-room.shtml Да и в инструкциях на ресиверы указывается ,что динамики должны висеть выше.
У меня в свое время висели на 135 см по оси ВК, сейчас висят 180см по оси ВЧ -стало лучше.
В 7.1 не только фильмы смотрю,а бывает и ДВД-А раскладываю. Всё ОК.
Да ,если бы было голосование, то я за традиционные колонки..Биполи и Диполи с их кашей мне не понравились,да и автонастройка с ними не очень справляется.

Цитата:
Смешарик
Вот и я толдычу им о том же - не верят мля!

Смешарик и Рустам Мифтахов
Покажите мне, где в описании референсной схемы указано, что тылы должны быть выше.
Ещё раз повторю, что расположение тылов выше, в т.ч. в "рекомендациях производителей" (впрочем, очень некоторых) даётся исключительно в связи с тем, что у большинства пользователей нет возможности использовать референсную схему (с должными расстояниями в частности).

И хватит уже давать ссылки на один и тот же материал от сторонних ресурсов - давайте ссылку на первоисточник.

Цитата:
Серёга
Наше дело ответить. Соглашаться или нет - ваше дело.

Рустам Мифтахов
Да не вопрос - если инсталлятор грамотный, он и без нас с вами сделает правильно, а не по "рекомендациям с хобота". icon_wink.gif

К тому же у меня уже всё установлено, это не мне нужно вообще, просто хотелось бы уберечь того кто хочет заняться этим самостоятельно от заведомо неверных "постулатов".

Серёга
Ещё раз повторю, что расположение тылов выше, в т.ч. в "рекомендациях производителей" (впрочем, очень некоторых) даётся исключительно в связи с тем, что у большинства пользователей нет возможности использовать референсную схему (с должными расстояниями в частности).
=================
Представляю такую рекомендацию в инструкцииicon_smile.gif)
Если у Вас жилое помещение и вам некуда разместить сураунды,то повесте их на высоте 170 см или под углом в 30-40*, А вот если у вас с площадью всё хорошо то вешайте на уровне** icon_smile.gif)))
Производитель и не упоминает, а просто рисует


Я уже выкладывал ссылку,на которую как правило опирается народ http://www.ixbt.com/dvd/ht-room.shtml , но как я понимаю Вас интересует какое-то референсное издание и за основу берутся рекомендации именно из этого издания,так как все остальные классифицируются как *мурзилки* и за основу не беруться.

Серёга
Давайте поступим так.Раз уж Вы говорите, что производитель рекомендует верхнее навешивание колонок по причине маленького места в квартире -найдите пожалуйста упоминание об этих оговорках, по развешиванию колонок

Серёга.
А вот те рекомендации, что производитель дает по расстояниям и величине дисплеев = это он тоже исходя из наших маленьких и заставленных помещений


А так на самом деле надо брать в раза два-три больше icon_smile.gif)

Re:

Серёга писал(а):
Смешарик
http://www.dolby.com/consumer/home_entertainment/speaker-setup-guide/select-config-5-1.html

Чё то ссылка не запускается...

Хм, странно, у меня работает... Ну тогда так: http://www.dolby.com/index.html далее в меню Home Entertainment выбираем ссылку Home Theater Speaker Guide, далее - выбираем конфиг (5.1, например).
Должно открыться что-то типа такого flash-меню:


Может у вас флеш не установлен, или старая версия, или закрыто где... idonno.gif

У меня Flash не установлено, но судя по картинке тыловые АС установлены чуть выше уровня ушей icon_rolleyes.gif

Да нет, следуя основной рекомендации - всего лишь на равном расстоянии, соблюдая нужные углы, не более того.
Так как идеальной ситуацией является идентичность всех АС, при установке во фронтах и тылах одинаковых напольных АС, этот "вопрос" решается сам собою. icon_wink.gif
Правда для такого случая (напольники в тылах) тот хе ixbt упоминает для решения "проблемы" какие-то там кронштейны для напольников... Но самодеятельности нет предела. icon_rolleyes.gif

Впрочем, как наверное знает профессиональный инсталлятор Смешарик, желание клиента - закон, хочет кронштейны для напольников, дабы поднять их на угол "по ixbt" - отчего же не сделать! icon_biggrin.gif

Цитата:
Да нет, следуя основной рекомендации - всего лишь на равном расстоянии, соблюдая нужные углы, не более того.
Так как идеальной ситуацией является идентичность всех АС
Это видимо устаревшая рекомендация т.к. сейчас большинство ресиверов позволяют автоматически настроить звук.
А так то да - купил 7 одинаковых напольников, направил их по кругу на себя - и наслаждайся icon_smile.gif

Да нет, это не устаревшая рекомендация, это рекомендация актуальна на все времена, ибо согласитесь, что вместо того, чтобы пытаться выровнять хар-ки разных по конструкции АС, проще и лучше их заведомо иметь одинаковыми для всех АС, а поправить и так всегда найдётся чего - поправлять в любом случае нужно будет акустику комнаты - вы же знаете, что абсолютно одинаковые АС, установленные в разных местах комнаты, дают различные оттенки звучания, а в условиях городской квартиры порой и более кардинальные изменения. Так что ресиверу и так будет чем заняться... icon_wink.gif Да и ресивер ресиверу рознь - я бы особо полагаться не стал, в любом случае предпочёл бы одинаковые АС, как старт - зачем усложнять жизнь уже на старте, если есть возможность? icon_biggrin.gif

Серёга
Впрочем, как наверное знает профессиональный инсталлятор Смешарик,
===============
НЕ надо тут людям завирать. Я никогда НЕ имел НИ какого отношения к профессиональной инсталляции.

вы же знаете, что абсолютно одинаковые АС, установленные в разных местах комнаты, дают различные оттенки звучания, а в условиях городской квартиры порой и более кардинальные изменения.
===============
Вот это и позволяет использовать ,акустику разных размеров и всевозможные автонастройки.Как впрочем и ОДИН саб,в свое время всё пестрило картинками THX неприменно с двумя сабами.

Странно другое, что бродит куча фоток с инталяциями на больших свободных площадях ,в том числе и в журнале Стерео , и как правило вся тыловая акустика навесная.

Смешарик
НЕ надо тут людям завирать.

А вы сарказма не учуяли? Ну и ладно, это я так... Просто вы так смело и серьёзно обороняетесь, я думал... А, ладно, проехали. icon_biggrin.gif

Вот это и позволяет использовать ,акустику разных размеров и всевозможные автонастройки.Как впрочем и ОДИН саб,в свое время всё пестрило картинками THX неприменно с двумя сабами.

Ну давайте тогда вообще все 5 каналов разными АС озвучим - комната (кривизна её) позволяет - всё равно не понятно будет, это такие АС разные, или их так положение в объёме изменило... icon_lol.gif
Вот именно - ничего это не позволяет, только работы тупой электронике подкидываете. Стремиться надо к однообразию изначально, если это возможно (а вот именно из-за невозможности и все эти вопросы).
Про ТНХ - вообще отдельная песня, давайте мы её сюда не будем приплетать, ибо там свои рамки и свои требования для сертификации. Ну их.

Странно другое, что бродит куча фоток с инсталляциями на больших свободных площадях ,в том числе и в журнале Стерео , и как правило вся тыловая акустика навесная.

Да, это странно - если установка производилась профессионально. Если нет - тогда ничего странного не вижу.
А можно конкретные примеры, где "как правило тылы висят" в больших комнатах, там где их возможно расположить иначе (полочники\сателлиты - на стойках, напольники - соответственно)?
Кстати, не пробовали ходить по сайтам компаний, предлагающих свои услуги по уст-ке ДК? Смотреть их работы (они это любят - показывать то, что ими сделано - хорошая инсталляция - хорошая живая реклама)...

То,что два саба лучше работают в помещении(а ещё лучше четыре! icon_lol.gif ) проверенный факт,правда бас считается "ненаправленным",но тем не менее "прокачка" басом помещения становится значительно равномернее.Размещение АС допускается и на кронштейнах и на стойках,но всегда дана чёткая рекомендация,что бы высокочастотный динамик был на уровне уха слушателя,и только в этом случае АС обеспечивают заданный параметры "направленного" звучания,и это очевидный факт!Попробуйте,проведите эксперимент,чуть-чуть разверните акустику на другой угол,и звук сильно меняется,конечно,в ресивере есть автонастройка,которая настраивает расстояние до АС,регулирует их чувствительность,а так же позволяет нивелировать размеры АС, помогает бороться в комнате с резонансами,с помощью встроенного эквалайзера,но ни одна система в мире не способна изменить угол направление звучания АС,а по сему акустику надо размещать так,что бы все высокочастотные головки были направлены на ухо сидящего зрителя,иначе будет теряться значительная часть звукой информации, звук не будет таким,каким его задумал звукорежисёр,ведь это очевидно! icon_lol.gif Так,что если хотите безкомпромисного саунда в кино,то размещать динамики надо правильно! icon_lol.gif

Серёга
Ну давайте тогда вообще все 5 каналов разными АС озвучим - комната (кривизна её) позволяет -

========================
Все, ни все, но Долби вон уже рекомендует судя по вашей картинке на сураунды ставить полочники. И судя по схемам рекомендации по соблюдении углов и расстояний ЕСТЬ, а вот по высоте сураундов никаких указаний НЕТ.
А вы прекрасно знаете что рекомендация = это соблюдение определённых параметров,величин,расстояний и .т.д ,а если таковых НЕТ, то это что ??? Правильно = картинка.
Так что тема пока не закрытаicon_smile.gif

Кстати, не пробовали ходить по сайтам компаний, предлагающих свои услуги по уст-ке ДК? Смотреть их работы (они это любят - показывать то, что ими сделано - хорошая инсталляция - хорошая живая реклама)...
===================
Так в журнале Стерео все эти салоны и инсталляторы себя и рекламировали. Увы кто именно посмотреть НЕ могу-всё повыкидывал.

Про ТНХ - вообще отдельная песня, давайте мы её сюда не будем приплетать
===================
Да вроде одного поля ягода.

Цитата:
Размещение АС допускается и на кронштейнах и на стойках,но всегда дана чёткая рекомендация,что бы высокочастотный динамик был на уровне уха слушателя,и только в этом случае АС обеспечивают заданный параметры "направленного" звучания,и это очевидный факт!
Где дана эта рекомендация - укажите пожайлуста; а то везде пишут о выше ушей расположении тыловых АС icon_confused.gif

Re:

Alex27. писал(а):
Размещение АС допускается и на кронштейнах и на стойках,но всегда дана чёткая рекомендация,что бы высокочастотный динамик был на уровне уха слушателя,и только в этом случае АС обеспечивают заданный параметры "направленного" звучания,и это очевидный факт!хотите безкомпромисного саунда в кино,то размещать динамики надо правильно!


Я тоже того же мнения потому так и сделал, а вообще то надо делать так как охота самомуicon_smile.gif.

Re:

Рустам Мифтахов писал(а):
Цитата:
Размещение АС допускается и на кронштейнах и на стойках,но всегда дана чёткая рекомендация,что бы высокочастотный динамик был на уровне уха слушателя,и только в этом случае АС обеспечивают заданный параметры "направленного" звучания,и это очевидный факт!

Где дана эта рекомендация - укажите пожайлуста; а то везде пишут о выше ушей расположении тыловых АС icon_confused.gif
==========================
Направленный, направленный и строго в ухо, А диполи и Биполи сконструировали и производят враги правильных инсталляций и рекомендаций от Долби.Прямо заговор какой то.

Re:

[quote="Смешарик"]
Рустам Мифтахов писал(а):
Цитата:

Где дана эта рекомендация - укажите пожайлуста; а то везде пишут о выше ушей расположении тыловых АС icon_confused.gif

==========================
Направленный, направленный и строго в ухо, А диполи и Биполи сконструировали и производят враги правильных инсталляций и рекомендаций от Долби.Прямо заговор какой то.

Где даны данные рекомендации?Да везде,где только можно в инструкциях, в статьях,рассказывающих про инталяцию акустики в ДК! icon_lol.gif А всевозможные диполи и биполи рекомендуются к установке в больших помещениях,где необходимо получить бОльшую зону покрытия звуком,что обычному громкоговорителю не по зубам,в силу направленности его звучания,а вот если колонки обычные,то наверное всем известно о направленном характере их звучания,и распологать такие необходимо соответствующим образом,направляя на слушателя,для получения должного звучания колонки,о чём спор-то???

Alex27.
на слушателя,для получения должного звучания колонки,о чём спор-то???

===================
Да в том и спор, что в инструкциях сураунды и центральные тылы рекомендуют вешать значительно выше головы слушателя. НО говорят что всё это НЕ правильно и нужно вешать/ставить на уровне ушей

Re:

Смешарик писал(а):
Alex27.
на слушателя,для получения должного звучания колонки,о чём спор-то???

===================
Да в том и спор, что в инструкциях сураунды и центральные тылы рекомендуют вешать значительно выше головы слушателя. НО говорят что всё это НЕ правильно и нужно вешать/ставить на уровне ушей


Посмотрел сейчас инструкцию на ресивер Ямаха,и действительно специалисты фирмы рекомендуют устанавливать тыловые громкоговорители на высоте 1,8 метра,но я склонен предположить что такая рекомендация по нестандартному размещению громкоговорителей дана в силу специфики звукового процессора,который установлен в аппаратах этой фирмы,а он позвлоляет получать более объёмное звучание нежели при использовании "стандартного" процессора.Про фронтальные каналы всегда даны более четкие рекомендации по размещению громкоговорителей,они должны распологаться на линии экрана ТВ.http://s59.radikal.ru/i165/0905/d4/ecd559994456.jpg[/url]

Alex27.
Посмотрел сейчас инструкцию на ресивер Ямаха,и действительно специалисты фирмы рекомендуют устанавливать тыловые громкоговорители на высоте 1,8 метра,но я склонен предположить что такая рекомендация по нестандартному размещению громкоговорителей дана в силу специфики звукового процессора,который установлен в аппаратах этой фирмы,а он позвлоляет получать более объёмное звучание нежели при использовании "стандартного" процессора.

============================
Вот мне по данной теме сейчас ответили на хоботе

На Денон 1908.
Вариант7.1
По высоте - на 60-90 см выше головы сидячего (ну или стоячего, если любите слушать стоя ) человека.
При этом тыловые и боковые АС направлены немного вниз, как раз на голову (при условии, если сзади есть место).
Вариант 5.1.
По высоте так же, но почему то без наклона.


Или в Деноне так же как и в Яме, или Денон тоже не правильно всё рекомендует. Если так какого хрена многие настраивают аппаратуру по какому-то Денон тестовому диску

Да насрать как правильно, надо делать как нравитсяicon_smile.gif.

Цитата:
Да насрать как правильно, надо делать как нравится
Точняк! Как хотите так и делайте.
По барабану что советует производитель icon_lol.gif
Я склоняюсь всё таки к тому, что тыловики должны быть выше уровня ушей - кто за?
Кто против?

Я за ВЫШЕ
Там в первом посте моя конфигурация уже засветилась. Вот выкладываю в другом ракурсе


Кстати уже стали появятся системы со всевозможными ДСП,когда звук перемещается и вертикально.То-есть если вертолёт взлетает на экране,то и звук поднимается вместе с ним. Мне кажется с акустикой расположенной выше слушателя этого будет добиться легче.

Цитата:
Смешарик
Классно раставленно! Комната прям для д.к!
Одобрям icon_exclaim.gif

На самом деле у меня ситуация с расположением сейчас примерно как у Смешарика (только 6.1 с классическим "центром" в бэк-тылу), но это искючительно из-за нехватки места позади, поэтому я за правильное расположение - "на уровне ушей\на уровне фронтов". Предыдущий вариант у меня, кстати, был именно такой (правда в 5.1), в инсталляциях, где это возможно было сделать - везде попадались именно варианты "все АС в одной плоскости", исключения составляли лишь варианты вроде наших с вами - когда невозможно соблюсти тыловые дистанции, либо когда интерьер позволяет лишь именно такое расположение.

Кстати, коли уж вы совещались с хоботом (хотя странно, почему с хоботом, какое отношение они имеют к этим технологиям, тогда уж надо было в долби писать), как мотивируются именно такие точные высоты, при условии, что собственно изначально декодирование от dolby и dts не предусматрвиает вообще ничего такого (т.е. дополнительных ДСП нет, если только они будут включаться уже после, на уровне пост-обработки самого ресивера, что вообще не факт будет всегда включаться всеми, ибо это в любом случае отдельная надстройка эффектов)? Только не говорите, что это из инструкции - повторюсь, что инструкции приводят наилегчайший вариант построения в условиях ограниченного пространства (читай - это для тех, кто впервые в жизни видит ДК, ресивер и АС, и хочет самостоятельно как-то что-то соорудить).

Если только речь не идёт о неотключаемых ДСП, расчитанных на именно такую инсталляцию... icon_eek.gif Но это скорее из области мрачного бреда. icon_biggrin.gif Хотя вот опять же - у некоторых ресиверов (в частности, помоему, сони) была такая штука, как регулировка высоты тылов, помимо их дистанции... Честно говоря, не пользовал такую настройку, интересно, что она могла бы дать? Компенсацию ВЧ? Уж по крайней мере, видимо, не двигать фазу. icon_biggrin.gif

На счёт вертикальных эффектов ДСП. Где-то году в 1999-2000 примерно удалось послушать систему, специально спроектированную таким образом, что помимо тылов существовал ещё и "верхний канал". Ощущения интересные, но! Но трек для неё (системы) был специально подготовлен, "обычные" театральные треки там в общем-то ничего особого не показывали... На счёт "вертикализаци" средствами ДСП на обычных "плоских" системах (т.е. без АС на потолке) - слабо верится, если честно. Не поможет и расположение тылов чуть выше головы... Для настоящего эффекта нужны всё же какие-то именно вертикализирующие излучатели, без оных можно лишь попытаться ловко обмануть мозг, но это и так вовсю используется - например, у вас когда нибудь было ощущение в ДК грохочущего грома где-то, кроме как выше головы? Нет? И правильно - ассоциация в мозгу настолько сильна, что просто не даёт опуститься ниже. icon_smile.gif Вы же ен думаете, что это гром записан как-то иначе, или ресивер привносит хитрым ДСП невероятное ощущение. icon_biggrin.gif

Рустам Мифтахов
Ну я к этому не сразу пришёл. Вот тут обсуждение и фото
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:15316-28 (ник Алексей Погарельцев)


Серёга

Хобот такой же форум как и не этот. Надеялся какие нибудь ссылки найти по рекомендациям благодаря форумчанам хобота

Серёга
повторюсь, что инструкции приводят наилегчайший вариант построения в условиях ограниченного пространства (читай - это для тех, кто впервые в жизни видит ДК, ресивер и АС, и хочет самостоятельно как-то что-то соорудить).

===============
Инструкция ???
Ну в таком случае она должна приводить референсный вариант, а под сноской отписать *в случае НЕ возможности такого размещения,допустимо и настенное крепление и указать как*
Разве не по такому принципу строятся и расписываются ВСЕ инструкции.То-есть отписывается что и как ,а в сноске что и как не возможно и что и как допустимо.
Ведь НЕ забывает производитель расписать ,для тех, кто впервые в жизни видит ДК, ресивер и АС подсоединген7ие акустики и по традиционному варианту, и прописать вариант если у покупателя акустика допускает подключение по схеме би-виринг и би-ампинг
Или вот пример инструкции для первооткрывателей.icon_smile.gif) Ну ведь могли просто отписать *взяли шнурок и воткнули в дырку* НО отписали же Скачать файл REL STORM 5.doc
Одним словом мне НЕ понятно где ВЫ вычитали, что производитель в своих инструкциях указывает какой то (им придуманный) УПРОЩЁННЫЙ выриант размещения акустики
Вертикальное перемещение звука решено в ресиверах Ямаха последних ДВУХ лет. при подключении акустики*презенс* .Есть )лифт* для поднятия диалога-очень классно если у вас большой экран и центральный динамик расположен под ним.Есть ещё какой то ,нол я его не использую-у меня не подключены презенс.Но народ использующий эту фичу на выставке был приятно поражёнicon_smile.gif)Этой фичей

например, у вас когда нибудь было ощущение в ДК грохочущего грома где-то, кроме как выше головы? Нет? И правильно - ассоциация в мозгу настолько сильна, что просто не даёт опуститься ниже. icon_smile.gif Вы же ен думаете, что это гром записан как-то иначе, или ресивер привносит хитрым ДСП невероятное ощущение
====================
При записи не присутствовал =НЕ знаю icon_smile.gif

Ну в таком случае она должна приводить референсный вариант, а под сноской отписать *в случае НЕ возможности такого размещения,допустимо и настенное крепление и указать как*
Разве не по такому принципу строятся и расписываются ВСЕ инструкции.


Не во всех инструкциях есть именно такая информация (что надо вешать тылы выше и на сколько выше), поэтому каждая конкретная инструкция - в некотором роде немного самодеятельность. Так как пишу инструкции не я, я могу лишь предположить то, что уже предполагал - вероятно путём проб и ошибок, в условиях городских квартир, производителями (не всеми), возможно, было примерно установлено, что для получения лучшего эффекта (опять же учитывая, что это обычный юзер в своей обычной квартире) стоит расположить АС именно так, как они рекомендуют. Всё! Не более того. Рекомендовать они могут естесвтенно как угодно и что угодно - это лишь "стандартный пример для стандартной квартиры", чтобы юзер не мучался (при этом от юзера не требуется вообще знания и понимания вопроса), но ОПТИМАЛЬНОЕ положение ас ВСЕГДА определяется в КОНКРЕТНЫХ данных условиях ИНДИВИДУАЛЬНО. А учитывая всё, что я уже сказал выше, если место позволяет, плясать стоит от равномерности поля. А может и не стот - решать не мне, а конкретному инсталлятору в зависимости от поставленной задачи. icon_wink.gif

Ладно, давайте закругляться, ведь мы всё равно останемся при своих, более того, как рекомендует мне тот же Долби: "это твоя система, конечный вариант всегда за тобой" - главное получение адекватного равномерного поля при заданных условиях. В конце концов при расчёте на несколько зрителей АС конечно же надо несколько поднять - иначе "не всем достанется". icon_biggrin.gif Да и тему раздули немного не туда.

Ваше слово, прошу! icon_biggrin.gif И завяжем.

В общем понятно; мнения разделились на 2 варианта:
- тыловые АС выше уроня ушей;
- тыловые АС на уровне ушей; при чём именно ВЧ динамик должен находиться на уровне уха (почему не СЧ или НЧ - непонятно?).
Где же истина icon_question.gif
icon_rolleyes.gif

Рустам Мифтахов
при чём именно ВЧ динамик должен находиться на уровне уха (почему не СЧ или НЧ - непонятно?).

Направленность. icon_wink.gif

Где же истина

Истина где-то рядом... (с) icon_biggrin.gif Или между!

Серёга
Вот я не предлагаю закруглятся, а предлагаю найти документы регламентирующие эти все фичи.
И думаю их нужно искать у дедушки Лукаса.

Пока я вижу только одно.
Предположение что инструкция написана под какого то тупого юзера,живущего в малогабаритке
Это получается, что купил человек ДК ,и с площадью у него всё ОК ,Посмотрел он инструкцию и давай акустику на стены вешать,хотя мог и на стойки поставить. Бред какой то.
Да и выкладывал я там рекомендации из инструкции от Ямаха -помещение там НЕ маленькое и возможность поставить акустику по кругу ЕСТЬ. Однако рисуют навесную систему.

Цитата:
при чём именно ВЧ динамик должен находиться на уровне уха (почему не СЧ или НЧ - непонятно?).

Направленность.
А если акустика мираж омни? на 90 градусов их разворачивать что ли? Или напольники выше уровня ушей будут - подпиливать что ли?
icon_lol.gif

Смешарик, хорошо, Ваши комментарии и предположения - картинка из мануала к Sony STR-DB1080:

Рекомендаций по высотам нет. Что разумно... Зато есть подстройка под высоту, правда её актуальность под вопросом - это учитывается только при включении ДСП "CINEMA STUDIO EX". icon_biggrin.gif

Рустам Мифтахов
А если акустика мираж омни? на 90 градусов их разворачивать что ли? Или напольники выше уровня ушей будут - подпиливать что ли?


Речь об акустике классического конструктива.
Если напольники бьют выше ушей, и направленность имеют заметно выше головы слушателя - согласитесь, что это и вне нашей темы само по себе не гуд. Впрочем, это может быть и плюсом - если картина слишком яркая, таким образом можно избавитсья от части ВЧ. icon_biggrin.gif Такие вопросы решаются индивидуально.


Смешарик
Видимо, такие варианты не имеют право на жизнь, ибо выстроены непрофессионально и вообще неправильные (не по инструкции). icon_eek.gif
http://www.hifi-online.ru/installations/74/
http://dom.hi-fi.ru/doc/read.php?id=3324
http://dom.hi-fi.ru/doc/read.php?id=4688
http://www.avhome.ru/portfolio-22.html#
http://www.audioliga.ru/portfolio.php?idg=9
http://www.audioliga.ru/portfolio.php?idg=6

и т.д. и т.п., это что быстро навскидку нашёл по гуглю. icon_biggrin.gif
Конечно, наравне с этими примерами существует и куча примеров с "АС выше", но всё зависит от условий и требований. Я уже писал, что выше, при условии наличия возможности поставить на одном с фронтами уровне, имеет смысл вешать если предполагается более-менее групповой просмотр, однако, как опять же писал, это уже небольшой компромисс, ибо цель - охват бОльшего кол-ва ушей. icon_smile.gif

Re:

Серёга писал(а):
На самом деле у меня ситуация с расположением сейчас примерно как у Смешарика (только 6.1 с классическим "центром" в бэк-тылу), но это искючительно из-за нехватки места позади, поэтому я за правильное расположение - "на уровне ушей\на уровне фронтов". icon_biggrin.gif


Опускай всё вниз (на уровень "у") будет как у меня http://foto.mail.ru/mail/krsk1/-/546.html icon_smile.gif.

Исходя из личного опыта многочисленных сетапов ДК,проведённых мной, вывел определённую закономерность и зависимость характера звучания акустики в ДК,и считаю самым оптимальным положением колонок,когда СЧ-ВЧ динамики находятся на уровне уха сидящего слушателя,хотя допускаю,что при отсутствии такой возможности размещения тыловых АС возможны различные варианты установки,но данная установка подразумевает определённый компромис в плане "точности" звучания в ДК. icon_lol.gif

Серёга
Я уже писал, что выше, при условии наличия возможности поставить на одном с фронтами уровне, имеет смысл вешать если предполагается более-менее групповой просмотр, однако, как опять же писал, это уже небольшой компромисс, ибо цель - охват бОльшего кол-ва ушей. icon_smile.gif

===================
Да я знаю что и где Вы писали,и НЕ стоит повторятся. Разговор то сейчас НЕ о Вашем мнении *на какой высоте должны быть сураунды* и НЕ о Моём мнении *на какой высоте должны быть сураунды* , и не о том количестве фотографий ,которые мы можем надыбать в инете.
Разговор о ДОКУМЕНТЕ расписывающем что и как должно быть по правилам. Долби такого документа НЕ дало ( дала, дал )

Alex27.
считаю самым оптимальным положением колонок,когда СЧ-ВЧ динамики находятся на уровне уха сидящего слушателя,

======================
Вы хотите сказать, что конфигурация ,изображённая ниже (картинка из мануала к Sony STR-DB1080: ) будет предпочтительней, чем та,что рисует Ямаха с навесной системой.
Просто я в 99 случаях из 100 кино смотрю не один и если честно не представляю кто будет слушать левый и правый сураунт ,если например я буду сидеть посередине между двух человек(картинка из мануала к Sony STR-DB1080: )

А нахрена спрашивается стойки Atacama nexus 10 сделаны метровой высоты - для баскетболистов что ли?

Re:

Смешарик писал(а):

======================
Вы хотите сказать, что конфигурация ,изображённая ниже (картинка из мануала к Sony STR-DB1080: ) будет предпочтительней, чем та,что рисует Ямаха с навесной системой.
Просто я в 99 случаях из 100 кино смотрю не один и если честно не представляю кто будет слушать левый и правый сураунт ,если например я буду сидеть посередине между двух человек(картинка из мануала к Sony STR-DB1080: )


По моему опыту выходит так!Когда смотрят кино нескольео человек,то в зависимости от помещения ,VIP мест бывает от 2 до 5 icon_lol.gif ,и всем всё равно получить равноценное звучание невозможно,такой вывод легко сделать даже из возможностей автокалибровки ресиверов,где используется один микрофон,и только там,где он был установлен,и настроен звук ресивера, можно получить лучшее звучание.Теперешние ресиверы допускают возможность настроить такое звучание для нескольких мест,заранее выбранных при настройке и введённых в память ресивера,но всегда оптимальным по звуку будет только одного из выбранных мест. icon_lol.gif Полностью согласен,что при "массовом" просмотре оптимальным будет более высокое положение тыловых каналов,но при этом всегда страдает точность передачи звуковой информации.

Alex27.
при этом всегда страдает точность передачи звуковой информации.

======================
Что бы так утверждать-Нужно понимать процессы наших слуховых способностей.А именно возможности определения источника звука,находящегося за спиной и его локализации. Попадалась статья на эту тему в свое время.И там было расписано,что источник перед собой человек чётко локализует,а вот ссзади всё обстоит хуже -ну в смысле измеренных показателей в цифрах и углах/градусах

Смешарик
Спешл фо ю - нашёл документ от долби.
Оригиналы тех.документации тут: http://www.dolby.com/technicallibrary.aspx?id=306&taxid=186
Вам будет интересен документ "5.1-Channel Production Guidelines" (прямая ссылка на него: http://www.dolby.com/uploadedFiles/zz-_Shared_Assets/English_PDFs/Professional/L.mn.0002.5.1guide.pdf (там почти 3 мега, копию если что могу выслать)).
Читаем в нём пункт 3.2.2 "Surround Speakers" (стр. 3-4):
Whenever possible, use the same speakers all around to achieve uniformity. If this is
not feasible, the surround speakers may be smaller than the front speakers but should
maintain the same character; i.e. they might be smaller speakers from the same
manufacturer.
The front and surround speakers should be equidistant from the listener, with their
acoustic centers in the horizontal plane that is on-axis to the ear. Refer to Figure 3-5.
The surround speakers should achieve coincident arrival with the front speakers either
as a result of equal path lengths or through alignment with signal delays. Please refer
to Section 3.4, Level Calibration.
The Surround speakers must exhibit the same acoustic polarity as the front speakers.
It is highly recommended that electronic signal polarity be maintained throughout the
entire monitoring system.

Так доступно? Официальная рекомендация от разработчика формата... Или это тоже не в счёт?

Re:

Смешарик писал(а):
Alex27.
при этом всегда страдает точность передачи звуковой информации.

======================
Что бы так утверждать-Нужно понимать процессы наших слуховых способностей.А именно возможности определения источника звука,находящегося за спиной и его локализации. Попадалась статья на эту тему в свое время.И там было расписано,что источник перед собой человек чётко локализует,а вот ссзади всё обстоит хуже -ну в смысле измеренных показателей в цифрах и углах/градусах


Алексей!Совершенно правильно,исходя из вышесказанного тыловые клонки должны быть очень четко направленны на уши слушателя,что бы слух чётче реагировал на изменение и перемещения звука за спиной слушателя icon_lol.gif ,но я пришёл к такому заключению эксперементальным путём,и считаю такое размешение АС оптимальным для большинства систем,но мне кажется много спорить по этому поводу нет особого смысла,т.к. в действительности каждый волен поступать так,как удобнее для определённых условий инсталяции ДК в помещении. icon_lol.gif

Серёга,
Спасибо. Вот это я и имел ввиду.
Получается, что производитель всех *залечил*

Смешарик
agree.gif
На счёт рекомендаций производителей - я их как раз вполне понимаю, и, думаю, ситуация тут именно такова, как я и говорил, хотя, конечно, им самим виднее (т.е. лучше всё же спросить соответственно у производителей). icon_biggrin.gif

Задал вопрос http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:14750-94#3134
Будем ждать разъяснений

Вопрос представителю производителя - это замечательно, только я уже примерно знаю, что там могут ответить. icon_biggrin.gif Что-то примерно в таком ключе: естественно проводили расчёты, естественно на основании собственного опыта, естественно всё примерно, как отправная точка... По крайней мере от лица производителя я бы в таком духе отписал, ибо очень сильно сомневаюсь в более развёрнутом ответе. Сомнения основаны на очень малой вероятности, скорее даже невероятности icon_smile.gif присутствия на форуме ixbt действительно человека, имеющего непосредственное отношение к пр-ву и написанию тех.документации и мануалов - в частности, а значит знающего истинный ответ на подобный вопрос, но даже и будь это тот самый ответственный человек, или кто-то кто уполномочен отвечать за него, всё равно вряд ли мы смогли бы услышать какой-то кардинально иной ответ, нежели предполагаемый мною.
Впрочем, посмотрим. icon_smile.gif Надеюсь, ответ, хоть какой-то, всё же последует. icon_smile.gif

Серёга.
Ну зачем так сразу наговаривать.
Обратился я к человеку адекватному.
Главное, чтоб у него время нашлось на выяснение этого вопроса.

Смешарик
Да я чего - посмотрим, конечно. icon_smile.gif
Просто есть опыт общения с "представителями фирм" + объективная реальность... Ладно, конечно же посмотрим, мне тоже интересно на самом деле. icon_biggrin.gif

Хех, а там ответили уже. Ну, как говорится, делайте выводы, а я другого и не ждал. icon_rolleyes.gif Видимо, к "отголоскам и эффектам" относятся так же и проезд автомобиля, свист пули, другие траектории (например - в Гарри Поттере при игре в этот их ... на мётлах - полно траекторий и вовсю используются тылы для правильного позиционирования виртуальных источников и их траекторий). Товарищ консультант Ямахи явно недооценивает роль тылов, либо банально не знает что ответить (а скорее всего и то и другое, ибо это не в его компетенции). Я вообще лучшего ожидал...

Пишите напрямую в саппорт Ямахи (например). Хотя и там ответ будет скорее всего примерно такой же - сам порой такие пишу icon_biggrin.gif

Здравствуйте. Купил себе тылы Energy CR-10 (биполи/диполи) и, внезапно, всплыл вопрос ровно как в названии темы.

Комната имеет такой странный вид (от дивана до стен примерно по метру-полутора, звукопоглощение только в ковёр на полу):



Вопрос: вешать в положение 1 или 2? Если 1, то на уровне ушей или выше на метр (обратите внимание на удивительную форму колонок)?

И, наконец, ставить переключатель в режим биполей или диполей? Или это уже слушать самому?

Zverik
По вашей схеме оба варианта имеют право на жизнь:
1. в положении "диполь"
2. в положении "биполь"

Что лучше - видимо, решать вам на месте (попробовать хотя бы временно установить, если есть возможность). Меня немного смущает вар.№1, а именно дверь. В принципе, если дверь всегда будет закрыта - всё нормально, но будет ли она всегда закрыта? icon_smile.gif Я предполагаю, что АС в любом варианте будут выше двери, а значит и выше ушей слушателя, при чём на много (что, конечно, не есть идеал), но всё же в 1 варианте открытая дверь будет мешать больше.
В общем, решать лишь вам, лучше опытным путём.

Да, дверь у нас даже не закрывается плотно.
Я тоже склоняюсь ко второму варианту, но тогда звук идёт как-то совсем не по схемам в примерах в документации. Плюс, я так понимаю, он будет отражаться от противоположной стены и идти спереди — какой же тогда тыловой канал получается?
Дверь в 2 не помешает, т.к. колонки будут над ручками дивана где-то на 60-80 см выше голов, как рекомендуют. В 1 колонки будут под потолком, сантиметрах в 25-30.
В общем, буду завтра крутить так и сяк.

Можно ли определить оптимальность, двигая только одну колонку, или взять в помощники двух человек? И на что обращать внимание?

Zverik
Я тоже склоняюсь ко второму варианту, но тогда звук идёт как-то совсем не по схемам в примерах в документации.

icon_smile.gif Если бы вы почитали тему, то стало ыб ясно, что документацию пишут ну очень универсально - так, что бы всем и сразу. И то при этом чаще всего с заведомо не совсем идеальной конфигурацией (поднимая вопрос о высоте расположения АС). Ваш случай - на самом деле довольно стандартный именно дял такого типа АС, просто он не описан в мануале - там вообще очень мало по этому поводу...

Плюс, я так понимаю, он будет отражаться от противоположной стены и идти спереди — какой же тогда тыловой канал получается?

Ну, во-первых, ваши CR-10 сделаны так, что при установке вертикально они "смотрят" не прмо вперёд, а под углом вниз, так что сказать о них, что они будут бить в противоположную стену нельзя. Во-вторых, вы можете повесить ваши CR-10 боком (такой монтаж допустим - смотрите пазы для монтажа на ваших АС) - опять же получите довольно направленный (в центр дивана) звук. В-третьих, если уж так подходить к вопросу, фронты-то у вас тоже наверное назад смотрят, верно? Причём, их конструкция скорее всего предусматривает прямое излучение (нет скошенных фронт. панелей?), и как раз прямо в противоположную стену, если, конечно, фронты классические. Однако с ними у вас почему-то такого вопроса не возникает - "какие же это фронты"... icon_smile.gif Прямой звук-то от тылов у вас всё равно сзади излучается, отражения - совсем иное и воспринимаются они иначе.
В общем, пробуйте.

Можно ли определить оптимальность, двигая только одну колонку, или взять в помощники двух человек? И на что обращать внимание?

С одной АС - вряд ли чего-то понятно будет. Пробуйте нормальный вариант - с двумя. Внимание на что обращать? ну это смотря чего добиваетесь. Я бы в вашем случае обращал внимание на объём (создаётся ли объём в таких сценах, как дождь\гром, эхо в коридорах\пещерах и т.п. помещениях), АС должны "теряться" и практически не локализовываться позади. Так же проследите, чтобы не было провалов в траекториях движений виртуальных источников звука в тылах (движения из тыла в тыл, из фронтов в тылы), хотя это уже скорее к вопросу настройки ресивера (дистанция, уровень), просто если вы их не можете отрегулировать ресивером - имеет смысл подумать над размещением АС ещё. icon_smile.gif
В общем, основной критерий - вам должно понравиться. Ведь это вам смотреть\слушать.

ок, спасибо!
повешу — отпишусь о результатах.

Итак, колонки повешены.

Увы, резкие звуки очень хорошо локализуются. Колонки висят за спиной на 80 см выше ушей, и всё в тылу происходит сверху, даже если на экране солдаты залегли в траве. От положения переключателя би/ди не зависит, хоть в «ди» всё звучит очень... странно.

Если вешать на боковые стены, чуть добавляется объёма в музыке, но тыл размазывается до невозможности. Не очень приятно слушать: на мой взгляд, хуже, чем в наушниках.

Учитывая, что центр у меня под телевизором, плоскость звука теперь выглядит спереди скошенной вниз, сзади — вверх. И что с этим делать — непонятно. Есть надежда, что со временем привыкну, как к опущенному центру.

Zverik
Учитывая, что центр у меня под телевизором, плоскость звука теперь выглядит спереди скошенной вниз, сзади — вверх.
===============================
Класс, прям как в настоящем кинотеатре

Прочитал тему, пошел двигать тылы icon_smile.gif=
У меня Monitor Audio GSFX (c переключателем диполь/монополь такие). Висели на +90 см выше ушей на тыловой стене (сзади и чуть шире чем фронт). Вроде все устраивало раньше icon_smile.gif Как уже сказал, прочитал тему, полез за шуроповертом - перевешивать. Повесил на +35 см (ниже не получается, упираются в спинку дивана (сам, кстати, смотрю не с дивана, а с отдельного кресла впереди дивана) да и общий вид ужасный получается. Но реально даже наверное, чуть меньше получилось, т.к. твитер у GSFX снизу находится). Сел смотреть кино... Ну не знаю как там замысел режиссера, но не понравилось... В режиме монополь - очень низко звуковое поле и сильно все локализовано, в диполе - лучше, но все равно не то. Смотрел Терминатора 1 и 2, Борна 2 и 3 (DD и DTS оригинал )- там часто в тылах вертолеты всякие, так они как будто по горизонту летают, да и взрывы... короче ощущение такое, что все действие сзади как то ниже тебя происходит... В сценах погони есть моменты, когда машина едет на тебя и перелетает назад - камера показывает пролет машины выше зрителя, а звук остается снизу. Не реально как то... короче не понравилось. Сейчас перевесил на +60 см - реально звуковая картина как то улучшилась. Может конечно и не то, как задумывал режиссер, но смотреть стало комфортнее. Так что подумаю, может на этом уровне и оставлю... Ниже точно не буду вешать, выше - подумаю.

Так что не знаю что там Dolby рекомендует, но я своими ушами слушаю, а не ихними рекомендациями...

Snarky
Да не вопрос - ведь в любом случае вам слушать, а значит нужно всё сделать так, чтобы вам же и нравилось. Хоть на потолок вешайте icon_biggrin.gif (есть такие варианты).
На самом деле, думаю, в вашем случае - скорее вопрос привычки (аудио воспитания, если хотите). Т.е. как привыкли - так и лучше. icon_biggrin.gif Переучивать себя обратно, пусть и в более правильный вариант - видимо, уже не стоит. К тому же у вас всё равно, судя по всему, "более правильный вариант" достаточно далёк от действительно правильного варианта, посему результаты прослушивания вас не впечатлили. Очень бы рекомендовал послушать именно правильные варианты ДК - вы бы не остались равнодушными... Другое дело, что такие варианты в обычной квартире в жилой комнате практически трудно осуществимы, разве что при наличии отдельной комнаты под ДК...

купил комплект акустики Элак серии 50(fs 58,bs 52,сс51),читаю инструкцю по расположении акустики...
Цитирую:
"Оптимальная позиция для тыловых АС находиться по сторонам позади слушателя,желательно выше расположения уха(на 40,60см).Они направлены в помещение,а не специально на слушателя"
Причем в инструкции к ресиверу харман/кардон255 по установке АС,про тыловые АС было написано тоже самое,только не 40-60 см,а все 90 см......
Пока жду новый ресивер по гарантии(старый сгорел),занимаюсь дома штраблением и протяжкой кабелей,вешаю тыла на 60 см выше головы.Привезут ресивер отпишусь как все звучит.
P.S. Фирма ELAC начинает свои истоки в 1908году, и я думаю о распространении и локализации звука в помещении она знает много и зря давать рекомендации по месту установки тылов тоже не будет.
Тоже касается и корпорации Harman/Kardon.....
Но опять же,я считаю,нельзя утверждать установку тыловых АС на уровне уха не правильной,у каждого свой слух и восприятие и самое главное,что я сам еще не слышал как они будут звучать,расположенные выше уха на 60 см.Может и не понравиться)))

mb
Вообще-то всё уже сказано в теме... Я там даже документацию приложил... Хочу лишь добавить немаловажную деталь. Ни Элак, ни Харман не являются разработчиками системы пространственного звучания Dolby Surround (DD, DPL и т.д.), так что знать о проектировании усилителей, или акустических систем они могут многое, но если уж производят сертифицированные аппараты и если дают рекомендации по установке - они просто обязаны в первую очередь следовать рекомендациям разработчика формата пространственного звука, под который свою продукцию производят. Другое дело, что читаете вы инструкции к аппаратам, изначально ориентированным на простых пользователей. Предполагается так же, что эти пользователи мало того, что не знают ничего о референсной схеме расположения АС, так ещё и не смогут физически её реализовать, ибо проиживают в т.н. "обычных квартирах", со скидкой на которые и даются "рекомендации общего характера". Впрочем, и это тоже я уже писал. Читайте тему.

П.С.
Вот под лоджик-7 харман пусть придумывает что угодно. Флаг, как говорится, в руки, однако, не думаю, что их рекомендации не будут носить отпечаток вышеописанных реалий...

П.П.С.
Кстати, я так же в этой же теме прилагал кусок мануала от ресивера Сони - там ситуация в корне иная. Ближе к идеалу. icon_wink.gif Полагаю, в этом вопросе Сони, как разработчику одного из форматов пространственного кинозвука, вполне можно доверять. icon_wink.gif Возможно, даже больше, чем Элаку, или Харману...

Серёга возможно вы и правы,посколько я не профессионал,а всего лишь начинающий любитель,а то что я написал,это не мое личное утверждение(как я и писал),а всего лишь цитата из руководства АС.
Тем более повесил то я высоко,а как звучать будут тылы сам не знаю(реса то нет),может и переделывать придется)))

Да по большому счёту - главное чтобы вас, как конечного пользователя, удовлетворяло! А там - хоть излучателями в стену... icon_lol.gif

Может вопрос был повторюсь-а какое расстояние должно быть меж тыловыми колонками?Спасибо!

multimeter
Вообще-то в данной теме уже всё расписано в (читаем в ссылках тоже). Кратко - соблюдайте углы и старайтесь располагать равноудалённо от слушателя АС. Если расстояние между тылами образуется метра три и больше - ИМХО я бы подумал о схеме 6.1.

Тема очень интересная,большое спасибо!Прочитал дважды,доступно,понятно но на счет расстояния меж тылами только 1.2м и 2м ни какой конкретики хотя мне кажется это то же не маловажно.

на счет расстояния меж тылами только 1.2м и 2м ни какой конкретики хотя мне кажется это то же не маловажно

Конкретика есть - принципиальная: углы относительно осей + расстояние до слушателя - больше ничего конкретного быть не может, ибо остальные вопросы решаются по ходу инсталляции и вариантов очень много - в зависимости от... А вот как раз зависимостей достаточно, чтобы сделать невозможным существование конкретного ответа на ваш вопрос: зависимость от АС - разные АС могут применяться в разных по объёму аудиториях (имею в виду "мощность" + тут же вопрос про усилитель) + разная направленность различных АС + разная конструкция + разные типы АС + разные акустические условия (комната) + разное поведение различных АС в той, или иной комнате, в той, или иной установке + ... да в общем-то такое кол-во "плюсов-мелочей" делает проектирование ДК в любом случае индивидуальным процессом. И, как вы понимаете, давать тут конкретные ответы - не то, что невозможно, но и в общем-то... не умно. Я и так взял на себя смелость - дал вам примерную информацию по базе в тылах для типовой квартиры с классическими плочниками (во всех отношениях), но и о она (информация) - весьма и весьма примерна и не факт, что актуальна для вас...

Так что единственный вариант для вас - пробовать на месте. Ну, возможно, опираясь на референс-схемы (по ссылкам выше).

Спасибо - дошло!