Форум
Домашний кинотеатр

Дополнительная колонка за тылами, СТОИТ ЛИ?

Дополнительная колонка за тылами, СТОИТ ЛИ?

Появилась идея поставить дополнительный центральный канал сзади тыловых колонок. Как думаете будут ли лучше эффекты присутствия?
Идея возникла после покупки медиацентра, очень много скачаных фильмов имеют DD/DTS EX.

На мой взгляд/слух,стОит. Эксперементировал,только с двумя АС. Звуковой образ более целостный получался. Сам бы себе на тыл подключил,но сейчас диван возле стены стоит и дополнительная(ные) АС прям над головой получится. Это не есть хорошо. Все зависит от планировки комнаты. Лучший на мой слух вариант,когда 2 АС с лева/права от слушателя, а другая(другие) "смотрят" в затылок. Расстояние головы до любой из колонок при эксперементе было не меньше 1,5 метра.

Если база позволяет (метра 2,5-3) - стоит, для заполнения разрыва в стереобазе и для равномерности восприятия суммы тылов слушателями, сидящими не в VIP-зоне (т.е. смещённо от центра). Ведь именно для этого оно и задумывалось. icon_wink.gif

Большое спасибо за ответ. Ширина комнаты 4 м. Единственная проблема - высота. Поставить можно только на шкаф - высота 2 м. Не высоко это будет?
И тогда еще вопрос - поставить одну или две колонки, как лучше?

Лучше 2 колонки,хотя и одна неплохо справлялась. У меня тыловые АС почти на такой высоте icon_smile.gif Полет нормальный.
Возмите колонку,да хоть от муз. Центра,у друзей напрокат... Поставьте и послушайте. Понравилось звучание,-купите второй центр.

Stabilizator
Ширина комнаты 4 м.

Да это в общем-то в данном случае почти без разницы - какая ширина icon_smile.gif . База-то какая в тылах? Если примерно как я написал - можно поставить, если меньше - ИМХО нет смысла, только кашу сделаете, чёткость уйдёт, всё размажется... И дело даже не в конкретном аппарате, а в приницпе - в принципе работы "декодеров-размазывателей" по каналам. Но дело ваше, в конце концов - кому как. icon_wink.gif

Единственная проблема - высота. Поставить можно только на шкаф - высота 2 м. Не высоко это будет?

Хм... Теоретически, все как минимум тыловые АС должны бы находиться на примерно одном уровне, а тыловая - вообще позади, но! Важны не правила, а конкретная реализация. Порой АС, установленные не так, как это делается "обычно по документации", дают интересный эффект. Пробуйте! Хотя, конечно, на шкаф... 2 метра... Я так понимаю, схади места нет уже? Придётся как-то играться с направленностью (или ненаправленностью). У меня, например, тылы развёрнуты во фронт - ну вот люблю я объём в угоду точности локализации, тыловая задняя АС - над головами слушателей, и всё же эффект есть - я всё это громоздил только ради равномерности ощущений при прослушивании не по центру между тылами, и эффект есть - комфортная зона несколько расширилась и сумма тылов с помощью бэк-сэрраунд АС звучит примерно там, где и должна, даже если сидеть не по центру (без дополнительного тыла сумма явным обращом смещалась в простарнстве в зависимости от положения слушателя относительно двух тыловых АС). Кстати, при наличии "ещё более заднего канала" я бы рекомендовал разместить нынешние тылы не позади, а побокам, примерно на уровне слушателей.

И тогда еще вопрос - поставить одну или две колонки, как лучше?

См. выше - зависит от базы. Две бэк-сэрраунд АС стоит ставить, если места действительно много, база основных тылов составляет метра 4 (как минимум, а лучше побольше)... Впрочем, всё уже сказал. icon_smile.gif Рекомендации к уст-ке "обычных тылов" - те же, что и для конфига 6.1.

СЕРЕГА Большое спасибо, все стало понятно.
Обязательно теперь поставлю. А вообще тылы у меня и так стоят по бокам, расстояние между ними около 3-3,5 м. Так что получается что очень эта дополнительная колонка поможет.

Viktor3979
Сам бы себе на тыл подключил,но сейчас диван возле стены стоит и дополнительная(ные) АС прям над головой получится. Это не есть хорошо.
==========================
Вот как раз при расположении Дивана у стены центральные тылы наиболее актуальны.
При конфигурации диван посередине комнаты, акустика располагается звёздочкой и там всё неплохо перемещается.
При конфигурации *Диван у стены* сураунды играют в уши, а центральные тылы прекрасно всё это исправляют и выгибают сцену далеко за пределы стены. То-есть центральные тылы дают вам возможность раздвинуть пространство за стеной. А если поиграться с задержками и всяким разным реверберациями = результат Супер.
Вот пример, чтоб над головой НЕ висело. Сразу оговорюсь,всё делал сам и ничего тут сложного нет.


Stabilizator
С Вашим ресивером лучше ДВЕ, чтоб в полной мере решить режим PL2x.
Что касаемо высоты, так простой кино театральный зал и есть подсказка. Вы сидите в кино зале, и посмотрите теперь насколько центральные тылы выше сураундв висящих по стене. Всё очень просто. В моем случае сама стена служит, как бы лицевой панелью акустики, в вашем случае можно будет и наклонить колонки

Смешарик,у меня примерно так как на Вашем фото АС висят. Когда планировка была иная,дополнительные АС были на расстоянии от ушей 1.5-1,6 метра. Сейчас (после ремонта) если ставить колонку,то от ушей получится не более 30см icon_smile.gif Можно повыше задрать,да вот картина мешает,но я подумаю.

Смешарик
Вот как раз при расположении Дивана у стены центральные тылы наиболее актуальны.

Абсолютно неверно! Задный тыл (\тылы), во-первых, при таком расположении будут автоматически установлены слегка неправильно (смотрим референсную схему уст-ки), а во-вторых, именно актуальность (т.е. когда в них есть смысл) зависит в первую очередь от размеров вашего кинозала и в частности - ширины базы тылов. Всё! Никаких "актуальностей" в связи с расположением дивана у стены - нет, это уже самодеятельность и выдумка. icon_biggrin.gif

При конфигурации *Диван у стены* сураунды играют в уши,

Что мешает поиграться с разворотом АС? У меня, например, такая же ситуация (даже дверь там же, только открывается в другую сторону), так после долгих проб и прослушек, в результате у меня тылы стали смотреть практически вперёд (на фронты). Что это дало:
1. АС именно не орут в ухо - это актуально, учитывая, что они довольно близки к слушателям (примерно метр - полтора), и я не всегда сижу по центру, часто народу смотрит больше, чем я один, и, соответственно, те, кто будут сидеть у одной из тыловых АС, не будут слышать только лишь её одну
2. тыловая АС, вися на том же уровне, что и тылы, и так же "смотря" вперёд, именно выравнивает поле, что особенно хорошо для сидящих между самой бэк-тыловой АС и одной из тыловых - звук, привязанный по сюжету в самый тыл (сумма фаз), фокусируется довольно чётко именно в области бэк-тыла (без этой АС, сумма тыла неравномерно появлялась в районе ближайшего тыла, естественно, если сидеть по центру базы - сумма будет на месте, и ситуация ещё более усугубляется, если АС развёрнуты друг на друга - как у вас).
Теперь минусы. Собственно минус только один - некоторая потеря детализации, подробностей в ВЧ, но честно говоря, со временем я лично счёл для себя более важным получение равномерного поля (ощущение пространства), нежели высокая детализация в тылу...

С Вашим ресивером лучше ДВЕ, чтоб в полной мере решить режим PL2x.
Ресивер тут вообще ни при чём! icon_eek.gif Актуальность размножения тыловых АС, особенно в случае с ДВД, я уже описал - основная и единственная цель - заполнение разрывов базы при больших пространствах. Всё! ДПЛ2х - пустышка, тем более когда речь идёт о ДВД - ДПЛ2х призван при выполнении вышеозначенной ситуации (большой зал, не обойтись без двух бэк-тылов) размазать имеющийся 5.1\6.1 по установленным 7.1. icon_rolleyes.gif Добавит ли это размазывание что-то интересного, учитывая особенности данной ситауции? Пробуйте... я сильно сомневаюсь, но естественно на всё воля ваша! icon_smile.gif

Что касаемо высоты, так простой кино театральный зал и есть подсказка. Вы сидите в кино зале, и посмотрите теперь насколько центральные тылы выше сураундв висящих по стене. Всё очень просто.

Неверно! Причём категорически и в корне! Кинозал - штука не имеющая вообще никакого отношеная к ДК, там совсем иные законы и главное - цели. То, что бэк-тылы там якобы стоят выше боковых - вообще не факт, ибо это зависит от конкретного зала. Часто зал имеет конструкцию "горки" с подъёмом к тылам (по понятным причинам - иначе не видно было бы с задних рядов). Вполне естественно, что бэк-тылы в этой ситуации будут выше боковых (соответственно). icon_wink.gif Если кинозал не имеет "горки" (довольно маленькийзал, экран висит выше), то бэк-тылы иногда вешают чуть-чуть выше, но преследуя иную цель - доставить информацию минуя задние ряды как можно дальше вперёд (до первых рядов), при этом зал чаще имеею прямоугольную вытянутую в длину (от экрана до тыла) форму, боковых АС естественно больше.
В общем-то в любом случае не стоит равняться на большие кинозалы - как уже говорил, задачи разные, а средства достижения цели - тем более.

Серёга
================
Всё о чем вы написали я уже по сто раз прочитал в разных изданиях.
Осталось купить референсную квартиру,сделать там референсную обработку,завести туда референсную систему,по референсной схеме,всё это отстроить по референсным приборам.Потом привести туда референсную девку и т.д.
Просто я к тому, что уже и так везде прописано на тему перемещению между тылами = добавил ещё и глубину цены.
И на эксперементировался я уже и прижимая к стенкам и отжимая, но увы не в Референсе живём не по правилам и не по графикам.
Было когда то и так


. Вполне естественно, что бэк-тылы в этой ситуации будут выше боковых (соответственно).
=======================
Конечно естественно. icon_smile.gif Самолёты же должны над вами пролетать,а не через вас.

для равномерности восприятия суммы тылов слушателями, сидящими не в VIP-зоне (т.е. смещённо от центра). Ведь именно для этого оно и задумывалось. icon_wink.gif
=======================
Пора выходить за рамки прописных истин. Центральные тылы могут дать большеicon_smile.gif
P.S. А с одним динамиком, с углами и направлениями в разные стороны я наигрался.

Смешарик
Да что вы к "референсу" прицепились - слово как слово. Я просто предлагаю в построении ДК опираться на существующие уже известные данные. Было бы глупо не рассматривать схему уст-ки АС в ДК, учитывая, что именно от неё нужно "плясать", уже по ходу подстраивая конфиг под существующие рамки помещения.

Самолёты же должны над вами пролетать,а не через вас.

Да ну при чём тут это? А машины тоже должны над нами пролетать? А река протекать? А лошадь пробегать? А... Ну в общем понятно. icon_wink.gif

А с одним динамиком, с углами и направлениями в разные стороны я наигрался.

Ну так дайти другим поиграться! icon_smile.gif Правда, если брать классические полочники под это дело, всё равно пару придётся покупать... Я-то лишний "центр" приспособил, хотя и полочников лишних есть пара комплектов...

Серёга
Да ну при чём тут это? А машины тоже должны над нами пролетать? А река протекать? А лошадь пробегать? А... Ну в общем понятно.
=======================
Конечно понятно,не слепой вроде. Достаточно посмотреть как снимают операторы скачущую на вас (именно НА Вас ) лошадь или несущуюся на вас машину. Для пущего эффекта,камера прижата к земле и источник звука проносится над вамиicon_smile.gif реку как правило снимают сверху icon_smile.gif)
А законы что Кинотеатре что в ДК одинаковы = звуковой обаз должен перемещаться вместе с самим образом и если:
1) Образ перемещается с лева на право. Если образ еще не появился на экране,то и звуки им издаваемые должны быть за пределами экрана и появится в его зоне только после появления объекта на экране.
2)Образ перемещается с экрана на вас и за вашу спину. Он и должен переместится за вашу спину.И его ни в коем случае не должно разорвать на две части и развести по Сураундам в разные стороны.А так как правило и бывает если сураунды вдоль стены направлены в уши.(эффект наушников-оркестр в голове)

Вот тут на помощь и приходят центральные тылы.И не стоит не до оценивать их нужность в перемещении звуковых образов.

Смешарик
Приёмы операторов различны, далеко не все и далеко не всегда прибегают именно к тому приёму, что вы описали. Эффект пролетания над головой самолёта большей частью создаётся в мозгу - благодаря ассоциациям (равно как и гром, например). Точно так же звук от проползающей змеи мозг автоматически "кладёт" ниже - ибо змеи обычно ниже нас. Хотя, если операторы всегда будут снимать их снизу... icon_lol.gif

А законы что Кинотеатре что в ДК одинаковы = звуковой обаз должен перемещаться вместе с самим образом и если...

Я вообще-то про законы и приоритеты построения звукового поля, а не про законы привязки виртуальных объектов к видеоизображению. icon_wink.gif То, что вы написали - это в общем-то правильно, только речь не об этом. Способы и реализация в кинозале и дома - различны, цели - тоже слегка разнятся и достигаются, соответственно, разными способами. Спорить на сей счёт не вижу смысла. И написал я это в связи с вашим объяснением расположения бэк-тылов в ДК выше, потому что они якобы и в кинозалах висят выше. Почему они в кинозалах висят выше (когда они там действительно так висят) - вроде бы объяснил - вовсе не из-за того, что де "операторы любят снимать надвигающихся лошадей и машин снизу", и не надо из этого балаган устраивать. icon_confused.gif

Нужность бэк-тылов я вовсе не недооцениваю, наоброт всегда говорю о необходимости и полезности, но когда это действительно полезно, или необходимо. Я говорил, что изначальное предназначение их (бэк-тылов) в другом, расчитывалось это для других целей и эффект исходя из этого в разных ситуациях (уст-ке, комнатах) может быть от замечательного до удручающего. Смысла городить 7.1 в небольшом помещении не вижу (как на вашем фото, например). Но ещё раз повторюсь - что бы я не писал, на всё воля пользователя - хочется 7.1 - в чём проблема? Неужели же слушать каких-то там пользователей какого-то там форума, которые и сами между собой разобраться не могут, как лучше и что для чего. icon_smile.gif Надо попробовать, чтобы понять самому. Я попробовал - понял, чего и автору желаю. icon_smile.gif

все что больше 5.1 могу с полной уверенностью сказать что будет лишним когда комната меньше 25м2
пробовал 6.1, так мне совершенно поперек мозга стал звук кинотеатра, я его воспринимал как что то раздрожающее, слушал 7.1 на дорогих компонентах и в комнате 42-45м2+хол метров 10(это я сам высчитывал размер комнаты, спрашивать не стал у хозяина ввиду приличия) вот там 5.1 уже не хватало, 7.1 самое то
дома 5.1 выше крыши(комната 21м2)MA s8+S1+sc-fb210, ставил еще одни с1-эффекта минимум а вот нагромождений....в данном случае больше объема и приятных впечатлений будет от хорошего сабвуфера и еще правильно поставленного!
это мое мнение основанное на собственных экспериментах, кстати оно в последнее время заставляет друзей-аудиофилов всерьез задуматься о кинофилии!