Meetya писал(а):
…Этот пост я разместил позавчера на «forum.ixbt.com»…
Ага, вот тут.
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:12042
Похвальный напор получить плоды с нескольких деревьев.
В той ветке и Ваш покорный слуга поучаствовал. Результаты – основное посильно изложил, как мне кажется.
Результат – доказывать:
и что природа рождения ТК заключается в разном изменении ощущения громкости НЧ по сравнению со всем остальным спектром звука при изменении уровня звукового давления слушания любого конкретного источника по сравнению с его «НАТУРАЛЬНЫМ» уровнем;
что принципы построения ТК не зависят ни от каких качеств аппаратуры (что и здесь местами проповедуется);
и что полноценная тонкомпенсация не может быть встроенной в регулятор громкости, то есть реализована в виде набора жестко привязанных к положениям регулятора частотно-зависимых цепей, так как они совершенно никак не связаны с тем, насколько отличается слушаемый на них уровень ЗД конкретного источника от его «натурального» уровня и отличается ли вообще (в каковом случае никакой ТК не требуется, а она, тем не менее, будет «от фени» вводиться на любых, кроме одного, положениях РГ, иногда с эффектом прямо противоположным требуемому!) и т.п.,
никаких, хотя бы, конкретных вопросов по существу ни от автора вопроса, ни от других не последовало, кроме, от некоего «полемиста», брани за неимением аргументов («навоз», «утопия», «сферические кони в вакууме» и т.п. давно знакомые «доводы», когда ничего по существу сказать нечего).
Единственной реакцией автора вопроса в итоге всех доказательств там было
«Ну и сложно же ты объясняешься…» и «Правильная ТК почти во всех стереоусилителях есть».
А здесь снова заявления автора, что «правильная ТК» опять нарисована там-то (т.е. то самое введение ТК «от фени»), что она – «в Ротелях и Аркамах»…, рассуждения о том, что «низкая громкость начинается» от каких-то 2-3 ватт на канал (а она в каком-то случае может быть намного ГРОМЧЕ «естественной» для какого-то КОНКРЕТНОГО источника, например, тихого пения под гитарку, игры на виолончели, да и мало еще чего!..). То есть в непробиваемом варианте автора вопроса, здесь нужна уже нужна ТК «для низкой громкости», а она фактически должна быть ТК НАОБОРОТ, для БОЛЕЕ ВЫСОКОГО, чем натуральный уровня слушания…
Конечно, автор, как и всякий другой, имеет полное право на своё мнение…
А с теми, кто ещё интересуется этой тяжкой темой, можно обменяться по существу.
========
Если угодно, моя «вводная» по существу вопроса (чтобы не переходить по ссылке, кто не хочет):
«Тонкомпенсация – это компенсация (при желании на то слушателя, конечно) свойства слуха - ослабленного или избыточного субъективного восприятия («доли») НЧ (примерно до 500-700 Гц) по отношению ко всей остальной части спектра (выше 700 Гц) при слушании какого-либо звукового материала на электроакустической аппаратуре на уровнях звукового давления существенно ниже или выше, чем «натуральный» уровень того же материала в тот же самый его момент.
Явление это описывается т.н. «кривыми равной громкости» (любопытствующие могут ознакомиться с любой степенью детальности вопроса, в том числе, что важно, с последней версией КРГ 2003 г., красные линии) по ссылке:
http://www.lindos.co.uk/cgi-bin/FlexiData.cgi?SOURCE=Articles&VIEW=full&id=17КРГ показывают, что относительное изменение доли ВЧ в практически значимом для тонкомпенсации диапазоне уровней практически пренебрежимое и для тонкомпенсации не требуется.
В принципе это – относительное понижение или повышение уровня НЧ примерно до 500-700 Гц. Причем, отнюдь не «банальное», поскольку в принципе требует расчета по разностям ординат кривых равной громкости для разных степеней отличия слушаемого уровня от «натурального», и для обеих областей применения – «выше» и «ниже» «натурального» - достаточно сложной схемы тонкомпенсатора, который в полном его варианте, должен быть отдельным, самостоятельным устройством, со своим регулятором глубины ТК, и никак не может быть встроен в регулятор громкости системы! В каком виде он и существует в мириадах усилов «для народа». Потому как полное устройство «слишком сложно» для «народа», так же, как, по аналогии, несокрушимое «народное» убеждение, что самая простая зеркальная фотокамера – это «слишком сложно», по сравнению с некоторыми «фотокомпактами», в которых разбираться надо неделю…
Но подъем ВЧ на очень «тихих» уровнях часто делают, чтобы повысить слышимость и разборчивость ВЧ на фоне шума, к уровню которого во многих программах они приближаются при слабых уровнях ЗД воспроизведения.
В частности, это способствует и повышению детальности, «разрешения» и т.п., которые ухудшаются при приближении уровня ВЧ к уровню шума в месте слушания.
Вообще же пользование тонкомпенсацией отнюдь не противоречит и не исключает регулирования долей составляющих спектра согласно Вашему опыту слушания различных источников.
Это совершенно разные и взаимодополняющие области пользования высококачественным электроакустическим трактом.»