Форум
Акустика

Вопрос про АЧХ

Вопрос про АЧХ

Здравствуйте уважаемые участники форума! У меня к вам вопрос.
Вот смотрю я на АЧх например такой акустики
http://real-audio.ru/measurements/msm/loudspeakers/ae3.html
или http://real-audio.ru/measurements/msm/loudspeakers/dm602s3.html
Как определить с какой нижней границы начинает играть эта акустика? Спасибо.

Можно так: нашел на графике АЧХ частоту 1 khz (горизонтальная ось), из этой точки опустил линейку на 3 дб (смотреть на вертикальную ось) вниз и посмотрел на пересечение с линией. По низким точно пересечется, по высоким можно на графике не увидеть. Самый тупой подход. Многие производители указывают частотку, имея в виду неравномерность в 10 дб, это уж слишком.

Re:

AlexPAP писал(а):
Многие производители указывают частотку, имея в виду неравномерность в 10 дб, это уж слишком.

Не неравномерность, а уровень. И не 10дб, а -10 icon_smile.gif. Это так называемая нижняя граница. Кстати, именно завал по НЧ и вносит наибольшую лепту в нижний предел паспортной частотной характеристики при общей неравномерности 3 дб.

Re:

AlexPAP писал(а):
Можно так: нашел на графике АЧХ частоту 1 khz (горизонтальная ось), из этой точки опустил линейку на 3 дб (смотреть на вертикальную ось) вниз и посмотрел на пересечение с линией. По низким точно пересечется, по высоким можно на графике не увидеть. Самый тупой подход. Многие производители указывают частотку, имея в виду неравномерность в 10 дб, это уж слишком.

То есть я понял, если конкретно рассматривать Акустик Энерджи ЭВО3, то нижняя граница примерно от 38гц?
А какой подход еще есть не тупой? И почему именно берется 1 khz?

Re:

Алексон писал(а):
AlexPAP писал(а):
Можно так: нашел на графике АЧХ частоту 1 khz (горизонтальная ось), из этой точки опустил линейку на 3 дб (смотреть на вертикальную ось) вниз и посмотрел на пересечение с линией. По низким точно пересечется, по высоким можно на графике не увидеть. Самый тупой подход. Многие производители указывают частотку, имея в виду неравномерность в 10 дб, это уж слишком.

То есть я понял, если конкретно рассматривать Акустик Энерджи ЭВО3, то нижняя граница примерно от 38гц?
А какой подход еще есть не тупой? И почему именно берется 1 khz?

.... icon_rolleyes.gif а почему на линейке указаны миллиметры… icon_question.gif Советую не слишком внедряться в эти графики АХЧ. В тихом омуте Лучше взять их на «прослушку», и дома не спеша оценить самому. icon_smile.gif Удачи

Re:

АНДРЕЙ PANERAI писал(а):
Алексон писал(а):
AlexPAP писал(а):
Можно так: нашел на графике АЧХ частоту 1 khz (горизонтальная ось), из этой точки опустил линейку на 3 дб (смотреть на вертикальную ось) вниз и посмотрел на пересечение с линией. По низким точно пересечется, по высоким можно на графике не увидеть. Самый тупой подход. Многие производители указывают частотку, имея в виду неравномерность в 10 дб, это уж слишком.

То есть я понял, если конкретно рассматривать Акустик Энерджи ЭВО3, то нижняя граница примерно от 38гц?
А какой подход еще есть не тупой? И почему именно берется 1 khz?

.... icon_rolleyes.gif а почему на линейке указаны миллиметры… icon_question.gif Советую не слишком внедряться в эти графики АХЧ. В тихом омуте Лучше взять их на «прослушку», и дома не спеша оценить самому. icon_smile.gif Удачи

Я не собираюсь покупать акустику, я хочу разобраться только по АЧХ. icon_smile.gif
Если это плохин графики, то приведите хорошие и обозначьте нижнюю границу и объясните как вы это определили.

Как будет басить колонка сильно зависит от конкретного помещения (ну, еще и от усилка) icon_wink.gif

Как правило, АЧХ измеряют либо в безэховой камере, либо минимизируют влияние помещения icon_cool.gif

Заморачиваться с нижней границей особого смысла нет icon_confused.gif
Лучше проанализировать график импеданса: после первого (справа налево) НЧ пика отдача акустики будет неумолимо падать

Re:

Ушастый писал(а):
Как будет басить колонка сильно зависит от конкретного помещения (ну, еще и от усилка) icon_wink.gif

Как правило, АЧХ измеряют либо в безэховой камере, либо минимизируют влияние помещения icon_cool.gif

Заморачиваться с нижней границей особого смысла нет icon_confused.gif
Лучше проанализировать график импеданса: после первого (справа налево) НЧ пика отдача акустики будет неумолимо падать

Re:

Ушастый писал(а):
Как будет басить колонка сильно зависит от конкретного помещения (ну, еще и от усилка) icon_wink.gif

Как правило, АЧХ измеряют либо в безэховой камере, либо минимизируют влияние помещения icon_cool.gif

Заморачиваться с нижней границей особого смысла нет icon_confused.gif
Лучше проанализировать график импеданса: после первого (справа налево) НЧ пика отдача акустики будет неумолимо падать

1. Хорошо, пусть в безэховой камере. Просто интересно как по графику правильно узнать нижнюю границу? Кто в курсе напишите пож-та или потвердите мой довод на примере акустик энержи, график в первом посте.
после первого (справа налево) НЧ пика отдача акустики будет неумолимо падать[/quote]
Почему падать и что за информацию несет за собой график.

Ребята, ну что вы тут эзотерику развели? Тут чистая математика на уровне старших классов. АЧХ характеризует уровень звукового давления в децибелах, которое вычисляется по формуле Дб=10*log(P/P0), где P0 уровень давления, принятого за ноль отсчёта. Легко видеть, что уровню -3 Дб соответсвуют падению звукового давления в 2 раза, -10 дб - в 10 раз. В приведённом случае Aegis Evo 3 АЧХ показывает максимальное давление -34 Дб при частотах около 110 Гц и 800 Гц. Тогда диапазон воспроизводимых частот по уровню -3 Дб от него (повторюсь, это при снижении давления в пределах двух раз от максимума) простирается где-то до 60 Гц, а по уровню -10 Дб (уменьшение в 10 раз от максимума) где-то до 38 Гц. Каков критерий нижней воспороизводимой частоты - кому-то кажется честнее характеризовать по уменьшению на -3 Дб, кому-то на -10 Дб, вопрос определения. Да, обратим внимание, что смотрим на жёлтую кривую, которая соответствует дальнему полю, т.е. прослушиванию на расстоянии много больше размеров диффузора. Естественно, комната модулирует показанную АЧХ минимумами-максимумами на своих резонансных частотах, и искажает её весьма сильно (почитайте прекрасную подборку на http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:1742). Но надеятся что комната вытянет те частоты, где исходная АЧХ уже завалена больше чем на -10 Дб, нельзя. По закону подлости эти частоты могут и на минимум попасть icon_smile.gif

Re:

Ушастый писал(а):
Заморачиваться с нижней границей особого смысла нет icon_confused.gif
Лучше проанализировать график импеданса: после первого (справа налево) НЧ пика отдача акустики будет неумолимо падать


В принципе правильно, первый пик импеданса (только первый слева направо, т.е. самый низкочастотный) показывает частоту резонанса динамика в данном акустическом оформлении. Действительно, слева от него звуковое давлене неумолимо падает. Однако насколько быстро - это зависит и от собственной добротности динамика, и от акустического оформления. это как раз и показывает АЧХ. Кстати, Aegis Evo 3 выглядят по АЧХ весьма прилично.

Если еще и график импеданса рассматривать перед покупкой, никогда ничего не купите. АЧХ изначально важна, она характеризует тональный баланс без экстремальныйх нагрузок. Просто, если импеданс в паспорте указан 4-8ом, ищите усилитель с возможно большим коэффициентом демпфирования, если это уж очень беспокоит.

Re:

Vovk писал(а):
Ребята, ну что вы тут эзотерику развели? Тут чистая математика на уровне старших классов. АЧХ характеризует уровень звукового давления в децибелах, которое вычисляется по формуле Дб=10*log(P/P0), где P0 уровень давления, принятого за ноль отсчёта. Легко видеть, что уровню -3 Дб соответсвуют падению звукового давления в 2 раза, -10 дб - в 10 раз. В приведённом случае Aegis Evo 3 АЧХ показывает максимальное давление -34 Дб при частотах около 110 Гц и 800 Гц. Тогда диапазон воспроизводимых частот по уровню -3 Дб от него (повторюсь, это при снижении давления в пределах двух раз от максимума) простирается где-то до 60 Гц, а по уровню -10 Дб (уменьшение в 10 раз от максимума) где-то до 38 Гц. Каков критерий нижней воспороизводимой частоты - кому-то кажется честнее характеризовать по уменьшению на -3 Дб, кому-то на -10 Дб, вопрос определения. Да, обратим внимание, что смотрим на жёлтую кривую, которая соответствует дальнему полю, т.е. прослушиванию на расстоянии много больше размеров диффузора. Естественно, комната модулирует показанную АЧХ минимумами-максимумами на своих резонансных частотах, и искажает её весьма сильно (почитайте прекрасную подборку на http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62:1742). Но надеятся что комната вытянет те частоты, где исходная АЧХ уже завалена больше чем на -10 Дб, нельзя. По закону подлости эти частоты могут и на минимум попасть icon_smile.gif


Спасибо, очень здорово объяснили, в моей голове посветлело icon_biggrin.gif .
Еще вопросы есть. Вы написали, что уровень -3ДБ - это уменьшение звукового давления в два раза. Правильно ли я понял, если у меня например есть Акустик энержи ево3, есть усилок 100вт, то если поставить громкость усилителя наполовину, то есть на 50вт, то исходя из АЧХ данной акустики, нижняя граница будет соответствовать 38ГЦ? А если громкость усилителя поставить на громкость соответствующую 10вт(по уровню -10ДБ), то нижняя граница будет 60ГЦ?
Я правильно понял или нет?
Каким образом можно измерить АЧХ комнаты?

Я правильно понял или нет?

Не совсем. Во первых выставить половину мощности не значит вывернуть ручку на 12 часов. У регулятора громкости нелинейная зависимость, так сделано из за нелинейности восприятия звукового давления ухом. Если память не врет - экспонента.
А с децибеллами так: если на вход подать 2 сигнала одинаковой амплитуды (38гц и 60гц, до динамика), то уже с динамика по звуковому давлению 38 гц будет меньше второго в 2 раза. То есть завал на 3 дб., по моему Вам про это обьясняли. Герцы Ваши, я их так, для примера брал.
Либо тестовый диск, либо генератор НЧ подключенный через усил может помочь обнаружить резонансы комнаты. Проявится это в появлении неприятного гула.

Re:

AlexPAP писал(а):
Я правильно понял или нет?

Не совсем. Во первых выставить половину мощности не значит вывернуть ручку на 12 часов. У регулятора громкости нелинейная зависимость, так сделано из за нелинейности восприятия звукового давления ухом. Если память не врет - экспонента.
А с децибеллами так: если на вход подать 2 сигнала одинаковой амплитуды (38гц и 60гц, до динамика), то уже с динамика по звуковому давлению 38 гц будет меньше второго в 2 раза. То есть завал на 3 дб., по моему Вам про это обьясняли. Герцы Ваши, я их так, для примера брал.
Либо тестовый диск, либо генератор НЧ подключенный через усил может помочь обнаружить резонансы комнаты. Проявится это в появлении неприятного гула.

А как узнать именно в цифрах, где завал АЧХ будет?

А зачем знать в цифрах ? Есть такой пульт, где можно набрать кнопки и ликвидировать дефект ?
Покупать надо акустику конечно же с АЧХ поровней, но это не единственный критерий и даже не первый. Нужно что бы понравился тональный баланс и те ньюансы, которые важны в твоей музыке. Бас не должен выпирать, бубнить и т.д.
А вот двигая в своей комнате, приподнимая, наклоняя, поворачивая и т.д. с помощью дисков или генераторов ищут наиболее удачное расположение, дабы не получить "бубен". Не понимаю, зачем цифры.

Резонансы помещения мж подсчитать: С/2/L ,
где С - скорость звука, L - характерная длина (например, высота потолка) icon_cool.gif

Импеданс - оч информативная хар-ка!
Чем ровнее, тем усилку проще.

Если бы не было ФИ, то просто первый пик по частоте слева направо icon_wink.gif

Re:

AlexPAP писал(а):
А зачем знать в цифрах ? Есть такой пульт, где можно набрать кнопки и ликвидировать дефект ?
Покупать надо акустику конечно же с АЧХ поровней, но это не единственный критерий и даже не первый. Нужно что бы понравился тональный баланс и те ньюансы, которые важны в твоей музыке. Бас не должен выпирать, бубнить и т.д.
А вот двигая в своей комнате, приподнимая, наклоняя, поворачивая и т.д. с помощью дисков или генераторов ищут наиболее удачное расположение, дабы не получить "бубен". Не понимаю, зачем цифры.

Объясню как думаю. Вот берем АЧХ ЕВО3. Там провал от 150Гц жо 750ГЦ. Так?
У комнаты свое АЧХ. Хотелось бы измерить АЧХ комнаты и наложить одну АЧХ на другую. Возможно у комнаты не будет провала от 150 до 750 ГЦ, тем самым звучание будет ровнее или может быть наоборот у комнаты тоже там провал, тогда имеет смысл рассматривать акустику у которой предположим этот диапазон(от 150 до 750 ГЦ) находится не ниже оси, а выше.
Так каким-то образом сделать можно или нет?
Повторюсь, не собираюсь покупать акустику, просто интересно разобраться с этими характеристиками. Пож-та не пишите, чтобы я опирался на слух, шел слушал. Интересны только хар-ки.

Корректная трактовка АЧХ - дело очень тонкое icon_cool.gif
Необходимо рассмаривать в комплексе с другими характеристиками icon_wink.gif

Re:

Vovk писал(а):
...уровню -3 Дб соответствуют падению звукового давления в 2 раза, -10 дб - в 10 раз...

Сначала – не моё «мнение». Уровень звукового давления «-3 дБ» - это 0,7079 от «0 дБ», т.е. примерно в 1,5 раза меньше, а не «в два раза». Уровень звукового давления «-10 дБ» - это 0,3162 от «0 дБ», т.е. примерно в 3 раза меньше, а не «в 10 раз». (Для желающих справиться: МАССОВАЯ РАДИО БИБЛИОТЕКА Выпуск 949 Е. А. ЗЕЛЬДИН. «ДЕЦИБЕЛЫ» ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ МОСКВА «ЭНЕРГИЯ» 1977).
Алексон писал(а):
У меня к вам вопрос.
Вот смотрю я на АЧх например такой акустики
http://real-audio.ru/measurements/msm/loudspeakers/ae3.html
или http://real-audio.ru/measurements/msm/loudspeakers/dm602s3.html
Как определить с какой нижней границы начинает играть эта акустика?

Теперь, если угодно, моё мнение.
1. Хорошо ещё, если Вам сразу доступны такие характеристики, как в данных примерах, а то теперь всё более и более входит в моду НЕ публиковать АЧХ АС, даже на сайтах производителей. Объяснение этого для меня довольно простое: АЧХ АС - это заметно КРИВАЯ линия. А отцам-производителям выгоднее, наверное, рассуждать примерно так: «Увидят лохи, что КРИВАЯ, будут думать, что акустика у нас КРИВАЯ…». А так куда проще разводить (подчеркну – это отнюдь не в адрес АЧХ данного примера. Они производят очень приличное впечатление).
2. Для данного примера – АС изначально (т.е. в условиях, «свободного поля» (довольно редких), относительно приближенных к «свободному полю» («безэховка») или условиях «поля полусферы» (весьма редких), это зависит от способа съема АЧХ фирмой, если он не указан, то знать этого нельзя) "условно линейно" «играют» от 45 Гц (1-я ссылка) и от 50 Гц (2-я ссылка). Все остальные отклонения будут воздействием акустики места слушания («моды», резонансы и т.п.), различного демпфер-фактора усила мощности, установочной эквализации (полосной или параметрической, различие непринципиально) и т.д.
Ну и, понятно, реальное максимальное «условно неискаженное» звуковое давление АС на краях диапазона обычно (для "бытовых", не специализированных преобразователей) намного меньше, чем в "середине" диапазона. Реальное максимальное звуковое давление АС на НЧ «краю» диапазона еще указывается в документации к профессиональным мониторам. Для «потребительской акустики» - это обычно – «кот в мешке».

Объясню как думаю. Вот берем АЧХ ЕВО3. Там провал от 150Гц жо 750ГЦ. Так?
У комнаты свое АЧХ. Хотелось бы измерить АЧХ комнаты и наложить одну АЧХ на другую. Возможно у комнаты не будет провала от 150 до 750 ГЦ, тем самым звучание будет ровнее или может быть наоборот у комнаты тоже там провал, тогда имеет смысл рассматривать акустику у которой предположим этот диапазон(от 150 до 750 ГЦ) находится не ниже оси, а выше.
Так каким-то образом сделать можно или нет?

===================
скорее всего от 150до 750 провалов в АЧХпомещения не будет.если помещение некурятник.
реально резонансные явления будут ниже 80-100ГЦ или выше 6-7КГЦ

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
Vovk писал(а):
...уровню -3 Дб соответствуют падению звукового давления в 2 раза, -10 дб - в 10 раз...

Сначала – не моё «мнение». Уровень звукового давления «-3 дБ» - это 0,7079 от «0 дБ», т.е. примерно в 1,5 раза меньше, а не «в два раза». Уровень звукового давления «-10 дБ» - это 0,3162 от «0 дБ», т.е. примерно в 3 раза меньше, а не «в 10 раз». (Для желающих справиться: МАССОВАЯ РАДИО БИБЛИОТЕКА Выпуск 949 Е. А. ЗЕЛЬДИН. «ДЕЦИБЕЛЫ» ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ МОСКВА «ЭНЕРГИЯ» 1977).


Читаем первоисточники внимательнее. Для отношения НАПРЯЖЕНИЙ децибелы действительно считаются как 20*log(U1/U2), и выкладки Пафнутия Онучина справедливы. Однако для акустического давления надо использовать отношение МОЩНОСТЕЙ, посему децибелы рассчитываются как 10*log(P1/P2). Так что -3 дб действительно соответствует падение давления примерно в 2 раза, а -10 дб в 10 раз.

Re:

Алексон писал(а):

Вы написали, что уровень -3ДБ - это уменьшение звукового давления в два раза. Правильно ли я понял, если у меня например есть Акустик энержи ево3, есть усилок 100вт, то если поставить громкость усилителя наполовину, то есть на 50вт, то исходя из АЧХ данной акустики, нижняя граница будет соответствовать 38ГЦ? А если громкость усилителя поставить на громкость соответствующую 10вт(по уровню -10ДБ), то нижняя граница будет 60ГЦ?
Я правильно понял или нет?
Каким образом можно измерить АЧХ комнаты?


Не совсем так. Допустим, Вы подводите к громкоговорителю мощность 50 Вт на частоте максимума АЧХ (в нашем случае 800 Гц), получаете какое-то звуковое давление. Если подводите те же самые 50 Вт на частоте 60 Гц, то давление согласно АЧХ будет ниже на -3 Дб, т.е. в 2 раза. Если 50 Вт на 38 Гц - ниже на -10 дб, т.е. в 10 раз. От уровня мощности АЧХ и соответственно соотношение давлений на этих частотах не зависит. Чуть уточню - строго говоря, при определённой нелинейности типичной для громкоговорителей зависимость всё же есть, но она очень слабая, и её можно не принимать во внимание.
Как измерить АЧХ комнаты - нужен измерительный микрофон и звуковой генератор либо ноутбук с прогой типа Spectralab. Гляньте данную выше ссылку, почитайте, там прекрасная подборка статей на эту тему.

Re:

Vovk писал(а):
Алексон писал(а):

Вы написали, что уровень -3ДБ - это уменьшение звукового давления в два раза. Правильно ли я понял, если у меня например есть Акустик энержи ево3, есть усилок 100вт, то если поставить громкость усилителя наполовину, то есть на 50вт, то исходя из АЧХ данной акустики, нижняя граница будет соответствовать 38ГЦ? А если громкость усилителя поставить на громкость соответствующую 10вт(по уровню -10ДБ), то нижняя граница будет 60ГЦ?
Я правильно понял или нет?
Каким образом можно измерить АЧХ комнаты?


Не совсем так. Допустим, Вы подводите к громкоговорителю мощность 50 Вт на частоте максимума АЧХ (в нашем случае 800 Гц), получаете какое-то звуковое давление. Если подводите те же самые 50 Вт на частоте 60 Гц, то давление согласно АЧХ будет ниже на -3 Дб, т.е. в 2 раза. Если 50 Вт на 38 Гц - ниже на -10 дб, т.е. в 10 раз. От уровня мощности АЧХ и соответственно соотношение давлений на этих частотах не зависит. Чуть уточню - строго говоря, при определённой нелинейности типичной для громкоговорителей зависимость всё же есть, но она очень слабая, и её можно не принимать во внимание.
Как измерить АЧХ комнаты - нужен измерительный микрофон и звуковой генератор либо ноутбук с прогой типа Spectralab. Гляньте данную выше ссылку, почитайте, там прекрасная подборка статей на эту тему.

To Vovk:
Наше тут АЧХ. http://www.stereo.ru/profile_test.php?tree_id=59&product_id=17005
Вы писали что для определения нижней границы, надо смотреть на максимум. У меня вопрос. максимумов может быть много, какой конретно рассматривать или брать любой?

Re:

Vovk писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
Vovk писал(а):
...уровню -3 Дб соответствуют падению звукового давления в 2 раза, -10 дб - в 10 раз...

Сначала – не моё «мнение». Уровень звукового давления «-3 дБ» - это 0,7079 от «0 дБ», т.е. примерно в 1,5 раза меньше, а не «в два раза». Уровень звукового давления «-10 дБ» - это 0,3162 от «0 дБ», т.е. примерно в 3 раза меньше, а не «в 10 раз». (Для желающих справиться: МАССОВАЯ РАДИО БИБЛИОТЕКА Выпуск 949 Е. А. ЗЕЛЬДИН. «ДЕЦИБЕЛЫ» ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ МОСКВА «ЭНЕРГИЯ» 1977).


Читаем первоисточники внимательнее. Для отношения НАПРЯЖЕНИЙ децибелы действительно считаются как 20*log(U1/U2), и выкладки Пафнутия Онучина справедливы. Однако для акустического давления надо использовать отношение МОЩНОСТЕЙ, посему децибелы рассчитываются как 10*log(P1/P2). Так что -3 дб действительно соответствует падение давления примерно в 2 раза, а -10 дб в 10 раз.

Если почитаем первоисточники ещё повнимательнее, то можно сделать для себя небесполезные открытия.

Начав с чтения повнимательнее приведенного мной того же источника:
Е. А. ЗЕЛЬДИН. «ДЕЦИБЕЛЫ», М., «ЭНЕРГИЯ» 1977:
«В табл. 4 приведена аналогия между отдельными понятиями, характеризующими электрические и акустические явления, и уравнениями, описывающими количественные зависимости между ними. Интенсивность звука является аналогом электрической мощности, ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ — АНАЛОГОМ НАПРЯЖЕНИЯ, колебательная скорость — аналогом тока, а акустическое сопротивление соответствует электрическому сопротивлению. По аналогии с законом Ома для электрической цепи можно говорить об акустическом законе Ома. Следовательно, все, что говорилось выше о преобразовании в децибелы электрических величин, в равной мере относится и к акустическим явлениям.» (стр. 36.) Подобным образом можно выразить и уровень звукового давления Lp0 = 20lg(p/p0)» (стр. 37.)

Ну и, например, таких источников по акустике, как:

Сапожков М. А. Электроакустика», М., «Связь», 1978, стр. 26:
«В соответствии с квадратичным соотношением между интенсивностью звука и звуковым давлением уровень ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ Lp = 20lg(p/p0)».

В.В. Фурдуев «Акустические основы вещания», М., 1960, стр. 10:
«Уровень ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ определяется формулой N = 20lg(p/p0), дб».

И т.д. ...
Все три книги, у кого нет на бумаге, есть в сети.

В связи с чем, уровень звукового давления «-3 дБ» - это 0,7079 от «0 дБ», т.е. примерно в 1,5 раза меньше, а не «в два раза». Уровень звукового давления «-10 дБ» - это 0,3162 от «0 дБ», т.е. примерно в 3 раза меньше, а не «в 10 раз».

Re:

Алексон писал(а):
... To Vovk: …Вы писали что для определения нижней границы, надо смотреть на максимум... максимумов может быть много, какой конкретно рассматривать или брать любой?

Если хотите мнение другого собеседника, на что надо смотреть в данном вопросе, то пожалуйста: смотреть надо на т.н. «частоту перегиба» АЧХ на низкочастотном «краю» слышимого диапазона, ниже которой отдача АС сильно и монотонно падает. Исходя из чего и были высказаны мои ответы на Ваш исходный вопрос (45 и 50 Гц). Остальное – в том же первом ответе.

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
Алексон писал(а):
... To Vovk: …Вы писали что для определения нижней границы, надо смотреть на максимум... максимумов может быть много, какой конкретно рассматривать или брать любой?

Если хотите мнение другого собеседника, на что надо смотреть в данном вопросе, то пожалуйста: смотреть надо на т.н. «частоту перегиба» АЧХ на низкочастотном «краю» слышимого диапазона, ниже которой отдача АС сильно и монотонно падает. Исходя из чего и были высказаны мои ответы на Ваш исходный вопрос (45 и 50 Гц). Остальное – в том же первом ответе.

Благодарю за ответы.

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
Е. А. ЗЕЛЬДИН. «ДЕЦИБЕЛЫ», М., «ЭНЕРГИЯ» 1977:
«В табл. 4 приведена аналогия между отдельными понятиями, характеризующими электрические и акустические явления, и уравнениями, описывающими количественные зависимости между ними. Интенсивность звука является аналогом электрической мощности, ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ — АНАЛОГОМ НАПРЯЖЕНИЯ, колебательная скорость — аналогом тока, а акустическое сопротивление соответствует электрическому сопротивлению. По аналогии с законом Ома для электрической цепи можно говорить об акустическом законе Ома. Следовательно, все, что говорилось выше о преобразовании в децибелы электрических величин, в равной мере относится и к акустическим явлениям.» (стр. 36.) Подобным образом можно выразить и уровень звукового давления Lp0 = 20lg(p/p0)» (стр. 37.)


В связи с чем, уровень звукового давления «-3 дБ» - это 0,7079 от «0 дБ», т.е. примерно в 1,5 раза меньше, а не «в два раза». Уровень звукового давления «-10 дБ» - это 0,3162 от «0 дБ», т.е. примерно в 3 раза меньше, а не «в 10 раз».


Весьма убедительно, абсолютно согласен, благодарю. Приведённые мною выше цифры относятся, следовательно, не к звуковому давлению, а к интенсивности звука.

Re:

Пафнутий Онучин писал(а):
Если хотите мнение другого собеседника, на что надо смотреть в данном вопросе, то пожалуйста: смотреть надо на т.н. «частоту перегиба» АЧХ на низкочастотном «краю» слышимого диапазона, ниже которой отдача АС сильно и монотонно падает. Исходя из чего и были высказаны мои ответы на Ваш исходный вопрос (45 и 50 Гц). Остальное – в том же первом ответе.


А каково математически точное определение частоты перегиба? Аналогично частоте среза по уровню -3 Дб по мощности, принятому в электронике для фильтров? Но АЧХ громкоговорителей может значительно отличаться от модельной АЧХ фильтров, поэтому это определение неточно. А вообще понятие диапазона воспроизводимых частот понятие достаточно условное, кто-то определяет при неравномерности 3 дб, кто-то 6, кто-то 10. Помнится, техническое описание 35АС-1 давало диапазон при неравномерности аж 18 дБ icon_smile.gif Однако если АЧХ есть, то вопрос исчерпан - задавай любую неравномерность и находи соответствующий диапазон частот.

Да, ответ автору ветки: Неравномерность определяется как расстояние между самым большим и самым маленьким звуковым давлением в заданном диапазоне. Для приведённой АЧХ JBL-E60 максимум на 18 кГц, и по сравнению со среднечастотным диапазоном он огромный. Поэтому эти колонки лучше характеризовать по неравномерности 10 дБ, а то и средние частоты не влезут icon_smile.gif Может имеет смысл характеризовать по завалу относительно среднего давления.

Цитата:
скорее всего от 150до 750 провалов в АЧХпомещения не будет.если помещение некурятник.
реально резонансные явления будут ниже 80-100ГЦ или выше 6-7КГЦ
как сказать...на оборот курятник наиболее приближен к без эховой камере, резонансов там будет минимум, одни перья и навоз... icon_biggrin.gif
на самом деле есть АС на чьё АЧХ смотреть страшно, но звучат они очень даже хорошо и на оборот, с ровной АЧХ звук не какой. для коректировки резонансов помещения можно применить эквалайзер, обнаружить их можно на слух(а лучше с помошью спец. спектра анализатора) с помощью генератора.
не всегда производитель даёт верную АЧХ, иногда использует очень большое сглаживание, где не заметны артефакты.

Re:

Vovk писал(а):

Да, ответ автору ветки: Неравномерность определяется как расстояние между самым большим и самым маленьким звуковым давлением в заданном диапазоне. Для приведённой АЧХ JBL-E60 максимум на 18 кГц, и по сравнению со среднечастотным диапазоном он огромный.

Да, ещё подумалось про JBL Е60. Пик на 18 кГц практически не слышен из-за маленькой спектральной плотности музыкального сигнала на этой частоте, поэтому характеристика АЧХ по общей неравномерности в звуковом диапазоне характеризует нижнюю граничную частоту неадекватно. Наверно, лучше её определять относительно усреднённого сигнала в среднечастотном диапазоне, скажем, по падению на -3 или -6 дб. А вообще что тут рассуждать, смотри на АЧХ и всё увидишь. Все особенности конкретной АЧХ парой цифр не охарактеризуешь.

Re:

L.Acoustics писал(а):
на самом деле есть АС на чьё АЧХ смотреть страшно, но звучат они очень даже хорошо и на оборот, с ровной АЧХ звук не какой.

Примеры пожалуйста icon_confused.gif

Re:

Vovk писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
...смотреть надо на т.н. «частоту перегиба» АЧХ на низкочастотном «краю» слышимого диапазона, ниже которой отдача АС сильно и монотонно падает...

А каково математически точное определение частоты перегиба?..

Для нужд ответа на данный вопрос оно совершенно не нужно. Это наглядная чисто эмпирическая "точка" ("точка" условно, конечно). Если есть АЧХ АС, снятая в условиях, описанных мной в первом ответе, этого вполне достаточно, перегиб виден наглядно. Если такой АЧХ нет, то для "потребителя" это значительно сложнее. Надо хотя бы посильно измерить, с помощью совершенно верно описанной Вами же аппаратуры и методики, ниже какой частоты звуковое давление АС на НЧ падает сильно и монотонно.

Re:

L.Acoustics писал(а):
...не всегда производитель даёт верную АЧХ, иногда использует очень большое сглаживание, где не заметны артефакты.

Вот это верно. В этом смысле часто довольно "честные" АЧХ в "безэховках" публикуют журналы в тестовых статьях. Чего нередко не скажешь о "словесных" описаниях их же, опубликованных рядом же: они часто настолько противоречат рядом же помещенным графикам!...

Re:

А вообще что тут рассуждать, смотри на АЧХ и всё увидишь. Все особенности конкретной АЧХ парой цифр не охарактеризуешь.


Я в АЧХ слабо понимаю без ваших объяснений, понятно чем ровнее, тем лучше. Но может объясните на примере любой АЧХ, на что впервую очередь следует обращать внимания и как можно охарактеризовать звук по АЧХ. Ваше мнение.
Заранее спасибо.

Re:

Алексон писал(а):
А вообще что тут рассуждать, смотри на АЧХ и всё увидишь. Все особенности конкретной АЧХ парой цифр не охарактеризуешь.
Я в АЧХ слабо понимаю без ваших объяснений, понятно чем ровнее, тем лучше. Но может объясните на примере любой АЧХ, на что впервую очередь следует обращать внимания и как можно охарактеризовать звук по АЧХ. Ваше мнение...

Самые сжатые по объему известные мне книжки для вхождения в круг понятий об акустических системах – это две книжки из «Массовой радиобиблиотеки»:
Общий адрес МРБ:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''.html#1075
далее находите разделы выпусков: 441, 829. Скачиваете, штудируете. На мой взгляд, это будет гораздо продуктивнее, чем чтение разрозненных реплик. Хотя сразу тоже не так ясно. Но со временем даст много.
Успеха!

Re:

Алексон писал(а):
... объясните на примере любой АЧХ, на что впервую очередь следует обращать внимания и как можно охарактеризовать звук по АЧХ...


Не видя графика импеданса легко ошибиться icon_wink.gif
АЧХ то снимают либо последовательно пробегаясь по частотам, либо абстракно-коротким шумовым импульсом, т.е. как будет озвучиваться реальный сигнал сразу на нескольких частотах - лишь можно предполагать icon_cool.gif

Но главное: АЧХ из безэховой нужны тока разработчику.
Вон Аудиомагазин АЧХ в помещении прослушки снимает: оч любопытные картинки icon_wink.gif

Цитата:
Примеры пожалуйста
да тут примеров море! только разные производители по разному измеряют см. пример ниже.
например ща мода пошла на АС с применением 4а32 там не равномерность 18ДБ! они явно преиграют данные АЕ с идеальной АЧХ...
Цитата:

L.Acoustics писал(а):
...не всегда производитель даёт верную АЧХ, иногда использует очень большое сглаживание, где не заметны артефакты.



Вот это верно. В этом смысле часто довольно "честные" АЧХ в "безэховках" публикуют журналы в тестовых статьях. Чего нередко не скажешь о "словесных" описаниях их же, опубликованных рядом же: они часто настолько противоречат рядом же помещенным графикам!...
вот пример: одна и таже АС с измерением в одной и тойже комнате, одним и тем же оборудованием, только с разным сглаживанием

Влияние сглаживания АЧХ - фокус известный icon_wink.gif

Кстати, приведенная АЧХ характеризует акустику как шепелявую, как ни сглаживай.
Но на слух и цвет товарища нет icon_cool.gif

Re:

Ушастый писал(а):
...Кстати, приведенная АЧХ характеризует акустику как шепелявую, как ни сглаживай...

4 дБ на 6-8 кГц заметно, но не так уж вопиюще шепеляво. Но на то и корректоры (в общем случае - достаточно многополосные эквалайзеры). Данную АЧХ подкорректировать в своей системе проще, чем раз плюнуть.

На самом деле не +4дБ, а гораздо больше icon_eek.gif
Не следует забывать, что верхний график тоже получен сглаживанием icon_wink.gif

Править эквалайзером без привнесения искажухи - дорогое удовольствие icon_cool.gif

Re:

L.Acoustics писал(а):
Цитата:
Примеры пожалуйста

да тут примеров море! только разные производители по разному измеряют см. пример ниже.
например ща мода пошла на АС с применением 4а32 там не равномерность 18ДБ! они явно преиграют данные АЕ с идеальной АЧХ.
Ну во первых Вы не ответили на вопрос про хорошо звучашие "кривые" АС
А во вторых я прекрасно представляю как работает и выглядит сглаживание в LspCAD, картинки из которой вы выложили. На обоих результат 1\3 или 1\6 октавного сглаживания, но разница не из-за этого icon_lol.gif или вы что то не так сделали icon_confused.gif
И вообще причем тут сглаживание, я уж как нибудь отличу косметические воздействия на графики icon_biggrin.gif

Не видя оригинала, выявить привнесенное сглаживавнием зачастую проблематично icon_cool.gif

Притягательных по звуку колонок с кривой АЧХ, действительно, немало.
С другой стороны, скучной по звучанию акустики с ровной АЧХ пруд пруди.
Суть в том, что критерии "правильности" звучания разнятся, т.к. слух сильно отличается icon_wink.gif

Например, лично у меня повышенная чувствительность на СЧ, но после ~16 кГц идет спад. Значит, акустика с провалом на СЧ и подъемом на ВЧ мне в кайф...

Цитата:
Править эквалайзером без привнесения искажухи - дорогое удовольствие
тут согласен, эквалайзер - это на любителя, так же как и звук, данной АС, одним он нравится, а другим нет...
Цитата:
Ну во первых Вы не ответили на вопрос про хорошо звучашие "кривые" АС
А во вторых я прекрасно представляю как работает и выглядит сглаживание в LspCAD, картинки из которой вы выложили. На обоих результат 1\3 или 1\6 октавного сглаживания, но разница не из-за этого или вы что то не так сделали
И вообще причем тут сглаживание, я уж как нибудь отличу косметические воздействия на графики
я же говорю АС постороеные на 4а32, большенству из слушавхих нравятся, отмечают, как очень тёплое, не утомительное звучание. теже Клипши винтаж, и др. АС винтаж или под винтаж.
на, это картинки не моего производства... снимали мои ребята в студии, не знаю что они там на мутили. но у меня есть АЧХ данной АС снятая в др. месте, просто я её ща не могу найти, как найду выложу, там вообще....ну не буду говорить, интересно что Вы скажете.
Цитата:
Притягательных по звуку колонок с кривой АЧХ, действительно, немало.
С другой стороны, скучной по звучанию акустики с ровной АЧХ пруд пруди
я согласен!
для этого я создал соседнюю тему. что бы понять кому что нравиться...а то тут споров столько.